Как в Украине будут запускать безвиз

Точка зору

Хотя Украина ждала безвиз не один год, подготовиться к открытию границ заблаговременно мы все равно не успели. Президент Петр Порошенко только в последних числах мая подписал указ, в котором перечисляется, что же нужно сделать, чтобы паломничество украинцев за границу не превратилось в кошмар.

Документ уже обнародован на официальном сайте главы государства. Он достаточно объемный и содержит целый перечень запланированных мероприятий: от решения вопроса с изготовлением загранпаспортов до открытия дополнительных пропускных пунктов на границе и легализации авто на иностранных номерах.

UBR.ua разбирался, насколько реально воплотить в жизнь пожелания президента, сколько на это уйдет времени и что в итоге получат рядовые граждане.

Выжить без виз

Эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гавриленко, прочитав президентский указ, отметил лишь одно: документ ни о чем, нет никакой конкретики. Следовательно, говорить о реальности его выполнения и каких-то сроках вообще не стоит.

В то же время руководитель секретариата, главный эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Александр Забловский отметил, что президентский указ предусматривает указание стратегических направлений. А конкретную законодательную базу для их реализации должны наработать правительство, Верховная Рада, различные министерства и ведомства. Понятно, что быстро этого не сделать — на реализацию уйдет в лучшем случае, несколько месяцев.

Согласно указу, Кабмин безотлагательно должен решить следующие вопросы:

  • Обеспечить организацию оформления и выдачи биометрических паспортов, а именно: увеличить количество часов приема, выделить дополнительные помещения, найти деньги для закупки дополнительного оборудования для территориальных подразделений Миграционной службы. Кроме того, правительство должно уменьшить тарифы на изготовление паспортов.

Сейчас проблема получения паспорта стоит более чем остро. Украинцы массово атакуют паспортные конторы. К примеру, в Киеве в среднестатистической фирме, которая берется помочь с оформлением паспорта, нужно выстоять в очереди из 200-300 чел., чтобы только подать документы. Стоимость услуги стартует от 1 тыс. грн., но, пользуясь ажиотажем, паспортисты все чаще требуют платить по срочному тарифу — 1,5-1,7 тыс. грн.

Но, как рассказал Забловский, есть и хорошая новость: и Миграционная служба, и специализированные конторы начали работать над этой проблемой до президентского указа. И в скором времени очереди за паспортами должны если и не исчезнуть, по, по меньшей мере, уменьшится.

  • Способствовать развитию международного транспортного сообщения с ЕС для увеличения объемов пассажирских перевозок, в частности, активизировать переговоры с Евросоюзом относительно либерализации воздушного сообщения, увеличить количество авиарейсов, в том числе, лоукостов.

В этом сегменте особого «пожара» и так быть не должно. Готовясь к безвизу, перевозчики и так планомерно увеличивали количество рейсов в Европу. Скажем, МАУ анонсировала распродажу билетов по 500 грн., Ryanair начал продавать места в своих самолетах по 20 евро еще весной.

Не отстают от авиаторов и железнодорожники. «Укрзализниця» запустила несколько поездов в польские Перемышль и Хелм, которые являются своего рода перевалочными пунктами по пути в большую Европу.

Растет и число автобусных маршрутов. Busfor, к примеру, объявил о масштабной распродаже билетов от 400 грн.

Этого транспорта может не хватить только в случае очень большого ажиотажа.

Граница на колесах

Чиновникам предстоит также создать удобные условия для пересечения государственной границы, в частности: обеспечить реконструкцию пунктов пропуска через границу, их бесперебойную работу.

В том числе, рассмотреть возможность увеличения количества полос для авто, открытия новых пунктов пропуска, оборудование их скандирующими системами (первым под новшества попадет пункт «Новые Яриловичи»).

Что-то делать с ситуацией на границах однозначно нужно. Даже сейчас людям приходится выстаивать в очередях по 5-10 часов, чтобы попасть в вожделенную Европу. Если поток путешественников увеличится, очереди могут стать еще больше. Неудовлетворительной организацией контроля с украинской стороны недовольны европейские пограничники, в частности, недавно об этом заявили поляки.

Отдельным пунктом в указе прописано задание для властей принять меры для немедленного урегулирования ситуации с эксплуатацией в Украине подержанных авто с иностранной регистрацией.

По сути, это приговор рынку авто с иностранными номерами, которых сейчас по дорогам Украины колесит, по разным подсчетам, от 500 тыс. до 1,5 млн. Цены на них стартуют с 1,5-2 тыс. евро, что привлекает небогатых украинцев.

Попытки бороться с авто на иностранных номерах уже предпринимались. В Верховной Раде зарегистрировано несколько законопроектов, предлагающих схемы легализации такого транспорта. Больше всего сторонников у идеи, согласно которой владелец авто на иностранных номерах платит за каждый день его эксплуатации в Украине порядка 2 евро.

«Но нужно понимать, что даже если такую схему узаконят, водители будут искать различные лазейки, чтобы не платить. В этом вопросе лучше действовать методом пряника, а не кнута. Все равно администрирование взимания плат настолько громоздкое, что контролеры з всем не уследят», — говорит Забловский.

А глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко анонсировал подачу в парламент законопроекта, предусматривающего отмену 10% ввозной пошлины на все авто. Если его примут, оформление машин заметно подешевеет.

Людмила Ксенз

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢