Какие претензии? Кабмин и Нафтогаз рассорились из-за цены газа

Точка зору

На сегодняшнем заседании Кабмина возникла конфликтная ситуация вокруг финплана "Нафтогаза", который предусматривал повышение цены на газ для населения. Стороны даже обменялись колкими постами в Facebook. Как стало известно 112.ua, у правительства возник и целый ряд других претензий, которые касались непосредственно финпоказателей компании и ее дочерних структур. Произошедшее обнажило разногласия, которые давно зреют между пользующимся все большей поддержкой Запада главой "Нафтогаза" Андреем Коболевым и премьер-министром Владимиром Гройсманом. Впрочем, в большую войну с кадровыми перестановками это, скорее всего, не перерастет, уверены эксперты. Они прогнозируют, что в конечном итоге при помощи МВФ стороны придут к компромиссу, а цена на газ для населения все-таки повысится, пусть и не настолько радикально, как это было заявлено сегодня.

Кабмин сегодня, 19 июля, рассматривал финансовый план НАК "Нафтогаз Украины", согласно которому цены на газ для населения должны повыситься на 19% – до 5873 грн за тысячу кубометров (без НДС). Как сообщила пресс-служба Кабмина, финплан был утвержден без повышения цены на газ для потребителей. В сообщении также было сказано, что "Нафтогаз" обязали совместно с Минэкономразвития, Минфином и Минэнергоугля скорректировать доходную часть плана "в соответствии с действующими ценами".

Кабмин негодует

Как рассказал источник 112.ua в Кабмине, за закрытыми дверями градус противостояния был намного выше, чем это было позволено увидеть общественности. "Финплан "Нафтогаза" был условно согласован. Гройсман его не подписал, а подпишет тогда, когда доходная часть будет пересчитана в разрезе цен на газ по состоянию на 1 апреля 2017 года (то есть по нынешним ценам, – ред.)", – сказал источник. По его словам, Кабмин выразил недовольство работой наблюдательного совета "Нафтогаза", который "демонстрирует не совсем адекватную хозяйственную деятельность". "В погоне за финансовыми показателями компания готова обдирать простого украинца, потребителя", – говорит наш собеседник. Кроме того, были серьезные претензии к срокам подачи финплана: "Нынешний план должны были подать в феврале – марте, а подали только сейчас. А прежний финплан, на 2016 год, "Нафтогаз" подал в декабре 2016 года, то есть фактически задним числом".

То, что со стороны Кабмина действительно были претензии к набсовету "Нафтогаза", подтверждается и в посте вице-премьера Владимира Кистиона на Facebook.

Так, он написал, что правительство одобрило ожидаемые результаты работы набсовета компании, среди которых, в частности, есть пункт о своевременном внесении финансового плана компании на 2018 год. "Сегодня одобрен финансовый план "Нафтогаза" на 2017 год. При этом правительство в который раз выразило свою принципиальную позицию: повышения цены на газ для населения не будет! В то же время уже актуален финансовый план "Нафтогаза" на 2018 год. Ожидаем от Андрея Коболева и набсовета "Нафтогаза" как можно более скорого его внесения в Кабмин для своевременного одобрения", – написал Кистион.

Чуть позже появилось объяснение самого "Нафтогаза", в котором компания поясняет, что… она и не думала повышать цены. "Мы подали финплан на утверждение Кабмина, в котором расчеты цены на газ (для потребителей, которым топливо поставляется по спецобязательствам) было сделано на основе постановления №187 Кабмина. Стоимость 5873 грн за тысячу куб. м стала результатом не жадности менеджмента "Нафтогаза", а выполнения требований постановления №187, которое даже содержит детальную формулу для определения цены", – сообщила компания в Facebook.

Еще претензии?

Впрочем, как стало известно 112.ua, претензии правительства к финплану не ограничивались требованиями к цене на газ.

В протоколе разногласий, который был подготовлен после сегодняшнего заседания правительства, также говорится, что в представленном компанией финплане рост расходов на 49% (212,6 млрд грн) опережает рост доходов на 39%. По мнению опрошенных нами экспертов, "Нафтогаз" мог бы устранить этот момент, в частности, за счет снижения фонда заработной платы, который, согласно финплану, был наоборот повышен с 465,3 млн грн в 2016 году до 642,2 млн грн в 2017 году. Как вариант, чтобы сбалансировать доходы и расходы, компания могла бы сократить запланированные затраты на капитальное строительство, приобретение нематериальных активов.

Еще одной претензией было то, что проектом финансового плана предусматривался рост задолженности по кредитам (без начисленных процентов) на 14,1 млрд грн до уровня 81,3 млрд грн. Также финансовым планом было предусмотрено начисление резерва сомнительных долгов 25,6 млрд грн. В Кабмине заявляют, что это понизит уровень поступления налогов и "свидетельствует о неэффективной работе с долгами".

Эксперты поясняют, что речь идет о создании "Нафтогазом" резервного  фонда покрытия долгов (по примеру банков), причем затраты на его создание будут отнесены на счет себестоимости товара, что автоматически приводит к уменьшению прибыли компании и соответственно налоговых отчислений в бюджет государства.

Среди претензий – продажа буферного газа ПАО "Укртрансгаз" (УТГ) для газохранилищ в объеме 3,3 млрд грн, что "приводит к противоправному перекрестному субсидированию между лицензионными видами деятельности "Укртрансгаз" (и такие траты не включены в тариф УТГ)". Также Кабмину не нравится, что отсутствуют утвержденные в установленном порядке стратегия развития и инвестиционный план предприятий на среднесрочную перспективу (3-5 лет). Также в правительстве считают необоснованными причины продажи активов компании в Египте, что должно принести доход в сумме 507,7 млн грн. Речь идет о месторождении нефти в Египте, где с 2012 года ведется коммерческая добыча. О том, что из проекта нужно выходить, Коболев впервые заявил еще в феврале. "Его (проект в Египте) можно развивать, а можно из него выходить… Я считаю, что из него нужно выходить", – сказал Коболев.

Кабмин даже высказал свое "фе" "Нафтогазу" по поводу прогноза компании по снижению на 22% ожидаемого объема транзита природного газа по территории Украины. Показателя, который фактически зависит от политической воли России.

Также были претензии к финпланам компаний, которыми управляет "Нафтогаз". Они пока также не утверждены окончательно. В частности, замечания к финплану "Укргаздобычи" касались повышения цен на газ собственной добычи на 19%, а также проектом предусмотрена плановая добыча природного газа в объеме 15 млрд куб. м, что на 200 млн куб. м меньше, чем предусмотрено "Концепцией развития газовой промышленности". 

"Не может быть никаких завышенных или заниженных цен, так как есть рыночная цена, которая соответствует мировой. Собственная добыча или несобственная – какая разница? Все должны быть в равных условиях. В конце концов, это вопрос инвестиционной привлекательности, кто будет инвестировать в добычу газа в Украине, если цены на него будут искусственно удерживаться и отличаться от рыночных?" – прокомментировал этот пункт для 112.ua глава фонда Sigma Bleyzer в Украине Вадим Бодаев.

К финплану "Укртрансгаза" были претензии в части убытков 3,8 млрд грн, которые были им предусмотрены, а также закупок буферного газа для ПХГ на 40,8 млрд грн.

Финансовый план "Укртранснафты" был согласован с замечаниями. "Беспокойство вызвал факт лишения общества оборотных средств и авансового начисления дивидендов на 2017 год. Проектом финплана была предусмотрена выплата НАК "Нафтогаз Украины" дивидендов в сумме 4,5 млрд грн (1,5 млрд грн  – 100% прибыли 2016 года и 3 млрд грн – реализация чрезмерных запасов нефти в 2017 году).

Отчего шумят чиновники?

Жесткая позиция Кабмина в отношении представленных "Нафтогазом" финпланов обнажила противостояние, которое уже давно наблюдается между премьер-министром Владимиром Гройсманом и главой "Нафтогаза" Андреем Коболевым, отмечают эксперты на правах анонимности. По их словам, для премьера сегодня был хороший повод отыграться на "зарвавшемся" топ-менеджере, и он им воспользовался сполна. 

"Коболев пользуется большой поддержкой Запада, в частности, его поддерживает МВФ. Под его руководством "Нафтогаз" действительно стал прибыльной компанией, хотя, скорее, это произошло за счет повышения газ для населения, чем за счет особенной эффективности управления. С точки зрения эффективности управления, особых сдвигов как раз не произошло", – говорит на правах анонимности источник, близкий к "Нафтогазу".

Он указывает, что во время визита в Украину госсекретаря США Рекса Тиллерсона его встречи с Гройсманом не произошло. В то же время Тиллерсон встречался с "молодыми реформаторами," среди которых был и Коболев (как известно, встреча проходила в посольстве США, и, как рассказал присутствовавший на ней нардеп Мустафа Найем, прошла в очень оппозиционном к власти ключе).

 

Впрочем, вряд ли дело закончится публичным противостоянием или кадровыми перестановками. Источник в Кабмине уверяет, что Коболева увольнять точно не будут. "О таком развитии ситуации речь точно не идет", – заверил собеседник, дав понять, что цель премьера – "вернуть на землю строптивого топ-менеджера" и добиться от него финплана, который бы устраивал Кабмин как по уровню отчислений в бюджет, так и по уровню цены на газ для населения. Гройсман трепетно следит за выполнением госбюджета, а цена газа для властей – острый вопрос, поскольку подготовка к выборам идет полным ходом.

"Я бы не называл эту ситуацию конфликтом, скорее всего, это нормальный спор двух субъектов, каждый из которых преследует свои интересы: "Нафтогаз", который является полугосударственной предпринимательской структурой, считает деньги с целью добиться наилучших финансовых показателей. Кабмин, с одной стороны, имеет международные обязательства в рамках тех кредитов, которые берет вне Украины (МВФ, – ред.) с условием, что баланс бюджета должен устанавливаться на основе реальных затрат и рыночных механизмов, что требует продажи газа по ценам не ниже мировых, а с другой стороны – стремиться к сохранению электоральных симпатий", – отмечает Вадим Бодаев.

Эксперт уверен, что компромисс все равно будет найден, и он будет выражен все-таки в определенной величине повышения цены на газ: "Возможно, не на ту величину, на которую хотел "Нафтогаз", возможно, на меньшую. Но следует понимать, что между ценой на входе газа в Украину и той ценой, по которой он продается населению, все еще есть отличие".

Кроме того, увольнение Коболева сейчас – очень сложный вопрос для украинских властей, поскольку новая Администрация США скорее поддержит "молодого реформатора" в этом споре. "Время уволить Коболева прошло. Может, еще раньше можно было, а сейчас Запад не позволит. Властям просто невыгодно идти на такое обострение, каким бы не было желание взять "Нафтогаз" под свой контроль. К слову, набсовет, который сегодня целый день критиковали в правительстве, "подвинуть" все же проще, туда и будут давить", – говорит источник, близкий к госкомпании. Отметим, что в набсовете "Нафтогаза", помимо троих иностранцев, сидит бывший министр энергетики Владимир Демчишин.

Елена Голубева

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢