Запретные миллиарды: состоится ли большая приватизация в 2018 году

Точка зору
Завтра, 9 ноября, Верховная Рада сделает первую попытку принять закон о приватизации. Поможет ли он правительству в пятый раз не провалить приватизационный план — на этот раз на 22,5 млрд грн?

У каждого украинского правительства есть заветное желание: получить много миллиардов гривень от приватизации. У трех последних составов Кабмина, с 2014 года по 2017 год, желанной была цифра 17 млрд грн.

Впервые эта цифра появилась в аврально принятом в середине января 2014 года бюджете на тот год, но на фоне аннексии Крыма и военной агрессии России на Донбассе было не до приватизации: ни Украине, ни иностранным инвесторам. Государственных объектов тогда продали на 467 млн грн — 2,7% от плана.

Цифра 17 млрд грн перекочевала в бюджет-2015. Тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк заявил о старте "большой приватизации".

Продавать должны были "по новым правилам". Первым "звездным" объектом на продажу определили Одесский припортовой завод. Скоро стало очевидно, что ни с новыми правилами, ни с продажей ОПЗ не складывается.

Результат 2015 года был хуже, чем 2014 года: 0,9% от плана. Большая приватизация вновь перенеслась на год, а потом еще на год.

Как ни удивительно это выглядит, но после четырех сокрушительных провалов планов по приватизации доходные ожидания правительства от продажи государственной собственности лишь увеличились. Согласно проекту госбюджета-2018, приватизация должна пополнить казну уже 22,5 млрд грн.

Нереальные миллиарды от сорванной приватизации создают реальные проблемы для бюджета. Доходы от приватизации относятся к ресурсам, которые идут на "финансирование бюджета", то есть на погашение его дефицита.

Из-за сорванного приватизационного плана Минфин вынужден ежегодно перекрывать дыру за счет внутренних заимствований, сверхплановых доходов или же не финансировать все расходы, дабы оставить больше денег в казне. Есть ли шанс, что в 2018 году правительство продаст имущества на такую сумму?

Нехороший тренд

Сейчас в собственности государства насчитывается 3 444 компании с суммарными активами около 1,7 трлн грн.

 

Кроме общего владельца, большинство из них объединяет ряд особенностей, в частности непрозрачная или отсутствующая финансовая отчетность. Например, у Минэкономики есть данные только о 1 396 компаниях за 2016 год.

Многие госкомпании используются в коррупционных схемах и являются источником финансирования политической деятельности разных сил. Основных причин такого положения дел в секторе чиновники Кабмина видят две.

Первая — отсутствие единой политической позиции по поводу будущего госимущества. По словам экс-министра экономики Айвараса Абромавичуса, украинская власть не имеет консенсуса по вопросу госсобственности, а без политической воли сдвинуть статус-кво —- сложная задача.

Органы исполнительной власти, у которых эти компании стоят на балансе, всеми силами тормозят передачу данных активов на баланс ФГИ, блокируют корпоратизацию, проведение аудитов и другие мероприятия реформы госсектора.

Логика проста: чем дольше предприятие на балансе у государства, тем дольше можно получать выгоды от теневого финансового оборота и коррупционных схем. Впрочем, передача объекта на баланс ФГИ — не гарантия быстрой продажи.

Вторая причина касается законодательства. Кабмин "привязывал" приватизацию к обновлению законодательства о ней. Объяснял он это тем, что в отличие от действующих новые правила позволят продавать прозрачно и открыто.

При этом законопроекты об изменении правил приватизации — одни их самых непроходимых в Верховной Раде. Например, в 2015 году парламент 11 раз пытался проголосовать за правительственный законопроект №2319а об отмене обязательной предварительной продажи на бирже 5-10% акций предприятия, выставляемого на продажу. Все попытки оказались тщетными.

Понадобился аналогичный депутатский законопроект №2319а-д, три месяца и 14 голосований, в том числе за отдельные поправки, чтобы принять документ.

 

В 2017 году бюджетный разрыв будет меньше, чем в предыдущие годы.

В августе-сентябре ФГИ продал миноритарные пакеты акций (25%) пяти энергокомпаний. Их купила компания Ornex, входящая в группу "СКМ" Рината Ахметова. За пакеты пяти энергокомпаний Ornex заплатила более 3 млрд грн. К концу 2017 года поступления от приватизации ожидаются на уровне 4,1 млрд грн.

 

Выдать продажу этих пакетов как старт "большой приватизации" не получится.

"Эти облэнерго и так были в частных руках. Владельцем 72% "Донецкоблэнерго" была компания DTEK. Компания Ornex докупила пакет, и теперь у них более 90% акций. Приватизация привела к тому, что на предприятии теперь отсутствует миноритарий с блокирующим пакетом", — говорит член Стратегической группы советников КМУ (SAGSUR), соучредитель и вице-президент Украинской академии корпоративного управления (UCGA) Андрей Бойцун.

Аналогичная ситуация с другими компаниями: СКМ докупила пакеты акций в компаниях, которые и так контролировала.

До конца 2017 года ФГИ планирует выставить на продажу пакеты акций "Донбассэнерго", "Сумыоблэнерго", "Одессаоблэнерго" и еще 13 предприятий.

В частности, фонд намерен передать в частные руки "Укрнефтепродукт", "Укрхудожпром", Белоцерковский завод резиновых технических изделий, научно-производственное предприятие "Система", стебницкое горно-химическое предприятие "Полиминерал", тернопольское объединение "Текстерно", Индустриальную стекольную компанию и некоторые другие объекты.

План-2018

У трех последних составов правительства была почти одинаковая стратегия "успешной приватизации": завести в Украину именитых западных инвесторов на стартовую приватизацию крупных знаковых объектов. Роль "Криворожстали", но десять лет спустя, отводилась ОПЗ, реже вспоминали про "Центрэнерго".

Как продавали ОПЗ

Выбрать ОПЗ в роли "витрины" успешной продажи — не очень хорошая идея. Это проблемный актив. Главный его минус — долг свыше 250 млн долл перед компанией Ostchem Дмитрия Фирташа за поставленный газ.

Долги завода перед Фирташем для иностранных компаний — это не только финансовые, но и репутационные риски. Объект оказался токсичным.

Продажу усложнила и неблагоприятная ситуация на внешних рынках. Падение цен на мировых рынках на карбамид и аммиак, а также высокая цена на газ сделали бизнес ОПЗ убыточным. За год завод несколько раз останавливался.

Кейс ОПЗ важен еще и потому, что новости о большой приватизации, которая, хоть и с опозданием, но должна была начаться, украинские чиновники разнесли по миру во время инвестиционных роуд-шоу и выступлений на бизнес-форумах.

Продажа завода должна была стать сигналом для стратегических инвесторов, привлечь их внимание к другим активам. ОПЗ не продан. Сигнал по-прежнему нужен и подать его можно, обратив внимание инвестора на другие объекты.

Планы по приватизации-2018 сводятся к продаже дорогих и наиболее интересных для инвесторов активов. В 2018 году ФГИ хочет продать "Центрэнерго", "Турбоатом", шесть энергетических компаний, Аграрный фонд, Государственную продовольственно-зерновую корпорацию Украины, объекты малой приватизации.

Также планируется продажа акций Николаевской, Днепровской и Херсонской ТЭЦ, а также Запорожье-, Николаев-, Тернополь-, Харьков-, Хмельницк- и Черкассыоблэнерго. Эти объекты попадают под "суперприватизацию".

"Центрэнерго" — одно из самых давних приватизационных требований МВФ.

Государству принадлежит 78,3% акций компании. Предприятие эксплуатирует Трипольскую, Змеевскую и Углегорскую ТЭС. В январе-сентябре 2017 года компания увеличила чистую прибыль в 2,1 раза до 2,094 млрд грн по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, когда она составила 1,021 млрд грн.

"По данному предприятию определен советник — польский филиал Ernst & Young. Рассчитываем продажу на весну 2018 года", — сообщил глава ФГИ Виталий Трубаров. До этого времени предстоит провести оценку и аудит компании.

ГПЗКУ — крупнейший зерновой трейдер В 2016 году компания оценивалась 4 млрд грн. У корпорации большая долговая проблема.

В 2012 году ГПЗКУ взяла кредит у Эксимбанка Китая в размере 3 млрд долл. Первый транш поступил в размере 1,5 млрд долл, которые по условиям соглашения планировалось потратить на закупки зерна для экспорта в Китай.

Украина не выполнила условия контракта. Китай подал в Лондонский арбитражный суд на Украину за срыв контракта. Будущее корпорации зависит от того, как будут складываться отношения с китайской стороной.

"Мы получили несколько писем от китайской стороны. Они указывают, что принятие решения о приватизации противоречит подписанному контрактному соглашению", — говорил ранее министр аграрной политики Тарас Кутовой.

 

В отношении Аграрного фонда главный вопрос — что приватизировать. Уставный капитал АФ — 5 млрд грн, два из которых были незаконно выведены предыдущим руководителем фонда Александром Кирюком в неплатежеспособные банки в интересах, по версии Генпрокуратуры, Сергея Курченко.

"Что приватизировать в Аграрном фонде? Все, что есть, — это арендованные помещения, сотрудники и ликвидность в виде денег и зерна. Мы можем распродать зерно, вернуть деньги государству и приватизировать будет нечего", — говорил ранее глава правления АФ Андрей Радченко.

В сентябре 2016 года ФГИ озвучил, что первичная стоимость основных средств Аграрного фонда — 7,4 млн грн, остаточная — 4,3 млн грн. С вариантом, как сделать компанию более дорогой — передать в АФ дополнительные производственные мощности и склады, предстоит еще определиться.

"Турбоатом" — крупнейший в Украине производитель турбинного оборудования. Его продажа также прописана в меморандуме Украины с МВФ. Относительно будущего завода первым лицам государства также следует определиться.

Весной 2016 года президент Петр Порошенко посетил предприятие и заявил, что его приватизация неактуальна — государство будет поддерживать его своими заказами. Однако в августе 2016 года Кабмин включил "Турбоатом" в список предприятий, подлежащих приватизации в 2016-2017 годах.

Позже Владимир Гройсман вроде передумал и заявил, что 51% акций "Турбоатома" должен остаться в государственной собственности.

Финансовое самочувствие завода зависит от загрузки заказами. В третьем квартале 2017 года чистая прибыль предприятия составила 626 млн грн.

Суперприватизация-2018: перспективы и помехи

Цифра 22,5 млрд грн остается нереалистичной. На пути к старту реальной приватизации стоят три преграды.

Во-первых, Кабмин не отказывается от привязки "старт приватизации — обновление законодательства". Это добавляет еще одну непредсказуемую переменную: парламент может затянуть процесс на неопределенный срок.

На этой пленарной неделе, 9 ноября, парламент намерен рассмотреть новую версию закона о приватизации, который меняет подход к продаже госимущества.

Что меняет закон

Объекты будут разделены на две группы: большие и малые. Сейчас объекты делятся на группы А, Б, В, Г, Д, Е, Ж в зависимости от типа и величины.

Расширяется список объектов, подлежащих приватизации.

Продавать можно будет объекты, которые обеспечивают социальное развитие, сохранение духовных и культурных ценностей, имущество НАНУ, непрофильные активы Минобороны, СБУ, правоохранительных органов, госслужбы спецсвязи и защиты информации, пограничной и уголовно-исполнительной служб.

Меняются правила приватизации предприятий-должников. В отношении предприятия-должника, которое решено продать, нельзя начинать процедуру банкротства до тех пор, пока оно не будет продано.

В случае принятия решения о приватизации дела о банкротстве останавливаются — кроме тех предприятий, которые ликвидируются по решению собственника.

В приватизации не смогут участвовать компании, 10% и больше акций которых контролирует представитель страны-агрессора или само государство-агрессор. Если контролируемая доля меньше, они смогут участвовать в приватизации.

Ослабляются требования к юридическим лицам из офшоров и стран из списка FATF. Если инвестор владеет 50% уставного капитала компании, зарегистрированной в офшорах или стране из списка FATF, он сможет купить украинский государственный объект.

Устанавливаются два способа приватизации: выкуп и аукцион. Последние допускаются в разных вариантах: аукционы с условиями и без, аукционы по методу изучения ценовых предложений, аукционы с занижением стартовой цены. Сейчас также допускается продажа госпакетов акций на фондовых биржах.

Философия закона — упростить правила продажи государственных активов, ускорить приватизационные процессы. В нем есть ряд спорных моментов.

Они касаются защиты прав кредиторов предприятий-банкротов и судьбы участков, на которых расположены подлежащие продаже объекты. Проект предполагает, что земля продается в отдельном порядке по земельному законодательству.

Во-вторых, так же легко закончить продажу объектов энергетики, как в 2017 году, может не получиться. Стоимость, инвестиционная привлекательность и финансовое самочувствие облэнерго, в том числе ТЭЦ, будут зависеть от того, как эти предприятия адаптируются к рынкам электроэнергии и газа.

У многих из этих компаний есть долги. Реагирование энергетических предприятий на рыночные реалии и способность сгенерировать ресурс для расчета с долгами не пройдет мимо внимания инвесторов. Также покупатели будут ориентироваться на перспективы введения RAB-тарифов для облэнерго.

В-третьих, возможно, у власти не будет сильного стимула в виде программы МВФ. Приватизация — одно из основных требований фонда для получения следующего транша. Пока из-за нежелания правительства повышать тарифы на газ для населения с октября переговоры с кредитором "зависли".

Ожидания по траншу сместились с конца 2017 года на весну 2018 года. Вопрос в том, насколько эта пауза распространится на другие обязательства Украины перед кредитором, в том числе по приватизации. Без "кнута" в виде МВФ власть вряд ли решится продавать госсобственность в предвыборный год.

* * *

Обновление законодательства о приватизации по-разному скажется на будущем объектов. Новый закон позволит запустить малую приватизацию, в том числе через электронные торги посредством системы Prozorro.Продажи.

Однако закон вовсе не гарантирует продажу крупных объектов.

Принятие новой редакции документа не устраняет все линии политического противостояния, в центре которых находятся упомянутые предприятия, а также не решает их финансовые и долговые проблемы.

Перспективы большой приватизации зависят от того, насколько быстро власть придет к единому мнению в отношении госимущества и готовности выполнять взятые на себя обязательства перед внешними кредиторами.

Галина Калачова

VoxUkraine, специально для ЭП

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢