kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Государство теряет силу тока

29.09.09 КоммерсантЪ-Украина
размер текста:

В течение последнего года увеличился разрыв в экономических показателях частных и государственных энергокомпаний. Несмотря на то, что все энергокомпании формально поставлены в одинаковые условия, у частных ниже износ основных фондов и потери в сетях и в то же время лучше показатели сбора средств с рынка. Как считают участники рынка, в нынешних условиях правительство будет стремиться к приватизации энергокомпаний даже несмотря на то, что их стоимость упала на 70%.

Экономический отрыв По данным Минтопэнерго, за последний год увеличилась разница между экономическими показателями частных и государственных энергетических компаний. Такая тенденция наблюдается как среди производителей электроэнергии, так и среди распределительных компаний. Например, износ основных фондов у частных генераций составляет 25%, у государственных – 79%. Аналогичный показатель у частных облэнерго составляет 41%, а у государственных – 89%. Потери электроэнергии в сетях в 2008 году в 12 частных облэнерго составили 9% (в 2007 году – 11%), в государственных – 17% (в 2008 году – 16%).

Как рассказал вице-президент Национальной акционерной компании "Энергетическая компания Украины" (НАК ЭКУ) Сергей Сердюк, износ основных фондов государственных генерирующих компаний, в отличие от частных, растет из года в год. В 2016 году он достигнет точки, когда украинские генерации просто не смогут удовлетворять спрос на электроэнергию. Чтобы остановить этот процесс, необходимо, по данным господина Сердюка, $17,5 млрд инвестиций. Еще одной проблемой государственных генераций и облэнерго является непрекращающийся рост кредиторской задолженности. У государственных генераций и облэнерго, по данным НАК ЭКУ, кредиторская задолженность с 2007 года выросла в 3,5 раза, тогда как у частных она постоянно снижается.

Начальник аналитического отдела ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин отмечает, что главные проблемы госгенераций – не столько финансовые, сколько управленческие. За последние пять лет ни одно из государственных энергетических предприятий не проводило аудит с привлечением крупной международной консалтинговой компании. "Госкомпании не внедряют новые системы управления и инновации. Деньги тратятся на латание дыр, а не на глобальные изменения. То, что сегодня происходит в государственных облэнерго и генерациях, можно назвать одним словом – застой",– говорит президент "Энергетической консалтинговой группы" Алексей Шеберстов.

Энергия собственника По мнению члена комитета Верховной рады по ТЭК Михаила Волынца, частные облэнерго добиваются лучших результатов практически по всем направлениям своей деятельности. Прежде всего они показывают высокую дисциплину. Фактически все частные облэнерго, даже в традиционно сложных в отношении расчетов областях, таких как Луганская, Запорожская, Сумская, добиваются 100-процентных расчетов потребителей. "До приватизации в самой проблемной – Луганской – области процент расчетов составлял 45-55%",– отмечает господин Волынец.

Нормой стало развитие новых направлений бизнеса. Так, "Львовоблэнерго" инвестирует в проект по производству новых современных счетчиков электроэнергии, а ДТЭК и "Луганское энергетическое объединение" начали строить собственные ветроэнергетические электростанции. Себестоимость ветровой энергии, по расчетам "Львовоблэнерго", будет составлять 0,1-0,4 евроцента, что в четыре раза меньше, чем цена тепловой энергии.

Три из двенадцати частных облэнерго (Полтава, Луганск, Запорожье) привели управление качеством своих услуг в соответствие со стандартом ISO 9001, что важно для получения кредитов международных банков. Наконец, нормальной практикой стали финансовые отчеты приватизированных облэнерго по международным стандартам и привлечение частных аудиторов из "большой тройки". "Ни одна из государственных энергетических компаний не готовит подобных отчетов, хотя они крайне важны прежде всего для потенциальных инвесторов",– говорит господин Шеин.

Формально частные и государственные облэнерго уравнены в правах на получение инвестиционной надбавки. Однако на практике частным компаниям чаще удается отстоять свои инвестиционные программы в полном объеме, без сокращений Нацкомиссии регулирования электроэнергетики, отмечает Алексей Шеберстов. По его данным, за последние пять лет частные облэнерго в среднем привлекли на 25% больше инвестиций, чем государственные.

Продажные настроения Решить проблему финансирования можно исключительно c помощью приватизации генераций и облэнерго, считает Сергей Сердюк. Он отмечает, что есть несколько других теоретических способов привлечения капитала, но на практике они не работают. Например, дефицит госбюджета делает невозможным финансирование генераций за счет государства. Заемные средства не могут быть привлечены из-за значительных долговых обязательств государственных энергокомпаний и сложностей с получением госгарантий. Компаниям, подконтрольным государству, затруднительно получить средства инвесторов ввиду несовершенства механизма привлечения инвестиций и отсутствия контроля за их возвратом.

По мнению господина Шеберстова, Украина уже опоздала с приватизацией облэнерго и генераций. "Это нужно было делать еще в первой половине прошлого года. Генерации и облэнерго все время оставляли на потом, в результате сейчас цены на активы упали на 60-70%",– соглашается Максим Шеин. Впрочем, откладывать приватизацию еще на год также бессмысленно, отмечают эксперты. "Никто не может спрогнозировать, как долго продлится кризис и не упадет ли их цена еще больше",– говорит член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Тулуб.

По словам Сергея Сердюка, согласно стратегии приватизации генераций и облэнерго, которую НАК ЭКУ предложила правительству, наилучшим решением является приватизация контрольного пакета акций этих компаний (60%+1 акция). В этом случае увеличивается возможность привлечения стратегического инвестора и сохраняется ограниченный контроль государства за энергокомпаниями. В то же время продажа 100% государственных акций приведет к размыванию ответственности за выполнение фиксированных условий, а продажа миноритарного пакета – к потере привлекательности объектов для стратегических инвесторов. "До сих пор у нас к приватизации относились как к способу пополнить бюджет. Но в энергетике важнее другое – качество работы объектов и их модернизация.

Поэтому дальше затягивать продажу энергокомпаний бесполезно. Думаю, в Кабмине это тоже понимают",– соглашается Сергей Тулуб. Как сообщили Ъ в Кабинете министров, правительство еще не определилось с планом приватизации на следующий год.

Олег Гавриш

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
26.07.17, ubr.ua
Какие антидемпинговые меры вводила Украина за последние три года.
26.07.17, Deutsche Welle
Согласно соцопросу, сторонников реформы децентрализации на Украине вдвое больше, чем ее противников. DW выясняла, как идет реформа передачи украинской власти от центра на места.
26.07.17, 112.ua
Было бы хорошо, чтобы зарплата в Украине достигла бы уровня 300, а лучше 500 долларов. Ибо текущая зарплата в 200 долларов явно больше расстраивает украинцев, чем радует. Но процесс начался, и теперь главное, чтобы он не затих на ровном месте. Слово за бизнесом.
26.07.17, ubr.ua
Финансисты не исключают возврат к 26,0 грн/долл.
Ровно год назад в Украине заработал принятый еще в октябре 2015 года закон о государственном финансировании политических партий.
Жителям Крыма хотят простить украинские долги, Киеву есть, чем ответить.
26.07.17, ubr.ua
Чиновники готовы менять критерии, но не отказываться от автоматической остановки НН.
25.07.17
Несмотря на бесконечные разговоры о кризисе, несколько вполне благополучных отраслей экономики Украины демонстрируют устойчивую положительную динамику, и вот почему.
Украинская газотранспортная система может оказаться не готовой к предстоящему отопительному сезону.
25.07.17, Сегодня
В правительстве уверены: без радикальных реформ из сложной ситуации не выбраться.
24.07.17
22.07.17
21.07.17


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!