Экспертный совет: Дождутся ли украинские водители дешевого бензина?

Публікації

Мировые цены на нефть продолжают снижение – в минувшую среду стоимость корзины нефтяной корзины ОПЕК впервые за два года упала ниже отметки в 90 долл./баррель. В Украине, импортирующей большую часть потребляемых нефтепродуктов, в начале октября цены на бензин снизились в среднем на 30 копеек. МинПром решил выяснить, стоит ли надеяться отечественным водителям на дальнейшее удешевление топлива.

Директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн
уверен, что цены на нефтепродукты в Украине продолжат снижение. "Падение стоимости нефти на внешнем рынке найдет однозначное отражение в Украине, поскольку высокие цены уже привели к снижению потребления на 20-25% ежемесячно. Поэтому любая возможность будет использована для того, чтобы сделать цены более удобными для потребителя", – сказал он.

Эксперт отмечает, что сегодня стоимость топлива в Украине формируется из двух основных составляющих – цен на мировом рынке и курса национальной валюты. А поскольку курс валюты в Украине трудно поддается прогнозированию, то и говорить о том, на сколько конкретно упадут цены на бензин, сегодня затруднительно, отмечает С.Куюн.

При этом он обратил внимание на еще одну проблему, с которой в последние недели сталкиваются украинские нефтетрейдеры – сложности с покупкой валюты: "На смену галопирующему курсу валюты теперь пришла ее нехватка. Нарекания на сложности с покупкой валюты в последнее время мы очень часто слышим от трейдеров. Есть случаи, когда даже крупные и известные на рынке компании с хорошей историей не могут приобрести валюту".

Эксперт отметил, что трейдер, который не может купить подешевевшее топливо из-за проблем с покупкой валюты, вынужден не спешить удешевлять имеющиеся у него запасы нефтепродуктов. "Другое дело, что есть те, кто смог купить валюту. Привезут топливо подешевле и будут потихоньку цены снижать вниз, чтобы забрать на себя продажи, а тем, у кого есть запасы, ничего не останется, как идти дальше за ценами. Процесс снижения цен будет однозначным", – прогнозирует С.Куюн.

Президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук подчеркивает, что дальнейшее снижение цен на нефтепродукты зависит исключительно от Национального банка Украины. "Вот когда госпожа Гонтарева закончит свои эксперименты над живыми людьми и курс стабилизируется, тогда можно будет прогнозировать стоимость топлива", – сказал он.

По словам эксперта, сегодня участники рынка работают в экстремальном режиме. "После продажи партии топлива в Украине трейдер должен, согласно постановлению НБУ №49, сбросить на неделю гривну на межбанковскую валютную биржу и посмотреть, удастся ли ему купить валюту и по какой цене. И тогда будет ясно, сможет ли он купить хотя бы столько же нефтепродуктов на полученную от продажи прошлой партии выручку. Вот поэтому сегодня что-то прогнозировать очень сложно", – пояснил он.

Л.Косянчук также обратил внимание на снижение спроса на нефтепродукты в Украине. По его данным, продажи топлива снизились на 18-24%. "Если у операторов рынка падают объемы продаж, то автоматически увеличиваются так называемые условно-постоянные удельные затраты на тонну продукции. И если на 20% падает объем продаж против расчетных, то никакая заложенная прибыль не может быть реализована", – отмечает эксперт.

Он отмечает, что низкая покупательская способность населения сегодня является сдерживающим фактором. "К сожалению, на сегодня цены не соответствуют покупательской способности населения. Спрос упал, и сегодня гораздо правильнее заложить заработок в 10 коп. и продать 100 тонн, чем заложить 20 коп. и продать 50 тонн", – полагает эксперт.

Тенденция снижения цены на нефть может проявиться на украинском рынке с достаточно большой задержкой, считает директор Научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин. По мнению эксперта, эта задержка может достигать от нескольких недель до месяцев, иногда и более.

"На сегодняшний день отражение в цене наиболее чутко находит фактор соотношения курса валют. Как только происходит ослабление гривны, в первую очередь начинает реагировать мелкий опт бензина и дизтоплива, поскольку этот рынок является наиболее конкурентным и наиболее чутким к таким изменениям. Вслед за ним спустя неделю-полторы происходит изменение розничных цен", – отмечает он.

С.Сапегин подчеркивает, что на цену топлива влияют и растущие риски, связанные с транспортировкой и хранением ГСМ в условиях войны на Востоке страны: "Потенциальная угроза терактов повышает затраты на охрану нефтяных объектов, что так или иначе в конечном итоге ложится на плечи потребителя. Кроме того, операторам надо восстанавливать разрушенные объекты и инфраструктуру".

"Не стоит также забывать о валютном голоде, который наблюдается на украинском рынке в связи с попытками Нацбанка стабилизировать курс гривны", – напоминает он.

Эксперт также обратил внимание на то, что, помимо валютной, экономической, и политической нестабильности, немалую роль в установлении завышенных цен топлива на украинских заправках играет фактор спекуляций. "Поэтому закономерности, связывающие цены мировой нефти и цены топлива, в нашей стране работают плохо. И хотя Антимонопольный комитет Украины уже обращал на это внимание и даже пытался бороться с этой проблемой, результатов такой деятельности пока не видно", – говорит С.Сапегин.

Кроме того, в условиях Украины не стоит также недооценивать влияние на топливный рынок отсутствия эффективного механизма контроля качества нефтепродуктов по причине прекращения финансировании Госпотребинспекции, а также фактического отсутствия границ с РФ, что в своей совокупности приводит к попаданию на рынок больших объемов контрабанды, отметил эксперт. Также не следует забывать и о контрафактной продукции, когда под видом товарного бензина продаются спиртовые суррогаты.

"Цены на украинских АЗС смогут снизиться только при выполнении следующих условий: стабилизации гривны, конкурентного рынка, добросовестной конкуренции, эффективного контроля качества, восстановления спроса со стороны потребителей, контроля над ценообразованием со стороны АМКУ. То есть, вероятнее всего, снижения, адекватного падению цен на нефть, в ближайшей перспективе на наших АЗС ожидать не стоит", – резюмировал директор НТЦ "Психея".

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢