Вернувшиеся бойцы решают проблемы с помощью гранат: как помочь людям, видевшим пекло

Точка зору

Многие военные нуждаются в психологической помощи.

В последнее время вче чаще начали появляться сообщения о том, что военные, вернувшиеся из зоны боевых действий, преступают черту закона и совершают необъяснимые поступки. Достаточно вспомнить, как недавно в Харьковской области бывший боец бросил в окно иномарки с тремя незнакомцами гранату, которая, к счастью, не взорвалась. Также, в июле, в Полтавской области милиция задержала участника боевых действий, который пришел в приемную мэра города Комсомольск с боевой гранатой в руках. А в Волынской области 42-летний военный, прибывший на ротацию, после ссоры с женой взорвал гранату на приусадебном участке. Последний вопиющий случай – боец батальона "Сич", который семь месяцев пребывал в зоне боев, подозревается в том, что бросил гранату в толпу нацгвардейцев. Погибли три человека, еще более 120 получили ранения.

Объяснить причины неадекватного поведения среди военнослужащих, вернувшихся с войны, мы попросили Наталью Мась, начальника отдела научно-исследовательского центра Военного института КНУ им. Т.Шевченко. Эта женщина сама была в зоне боевых действий как военный психолог, напрямую работая с украинскими военными.

"Друзья" или "враги"

Военные, побывавшие в самом пекле боевых действий, воспринимают мир в черно-белом цвете, где есть только "друзья" или "враги".

"Бойцы, которые возвращаются домой после длительного пребывания на войне, совершенно не готовы к нормальной жизни. За время отсутствия у них произошли серьезные изменения на подсознательном уровне: мир воспринимается в двух тонах, в черном или белом, а человек – исключительно, как друг, или враг. Война формирует у бойцов чувство ответственности, уверенности в себе, командире и оружии. А когда они возвращаются в мирную жизнь, то ждут от окружающих соблюдения тех же четких "военных" законов и принципов", – рассказывает Наталья.

Например, ситуация: в кафе посетителю в форме принесли бутерброд на влажной тарелке или посадили за грязный стол. По общепринятым понятиям – это не хорошо. Но обычный человек более-менее спокойно отреагирует на такую ситуацию, а военный – нет. По словам Натальи, боевые условия предрасполагают к тому, что бойцы должны быть в постоянной готовности к выполнению заданий. И если тот же официант, продавец и даже чиновник не может выполнить поставленное задание, значит, он заслуживает наказания. Ведь на войне, боец, который не выполняет свои задачу, подвергает опасности жизни других. Он автоматически становится "врагом", а значит – его нужно "уничтожить".

"Если в тылу, хоть кто-нибудь покажет военному, что они против него, а для этого иногда достаточного косого взгляда, значит, тот человек автоматически попадает в категорию "врагов". А на войне они привыкли решать проблему просто – враг должен быть уничтожен", – говорит наша собеседница.

Когда же бойцы попадают в семейную обстановку, то жена, не осознавая, что происходит с мужем-военным, может сама провоцировать его на агрессию, рассказывает психолог.

"Например, она выбросила любимое кресло или разбила дорогую сердцу кружку. Этим супруга вызвала у него негативные эмоции: "ситуацию не в мою пользу мог изменить только враг". Жена не понимая, что происходит, начинает с ним спорить и требовать адекватного поведения. А враг, по логике бойца, который спорит, подлежит "уничтожению", – добавляет Наталья.

Такое поведение может распространяться на детей военного, родителей и друзей.

"Военное братство формирует отношения, в каких необходимо доверять только кому-то одному или только проверенным побратимам. Поэтому, самыми близкими людьми для них становятся или однополчане, или те, кто смогут доказать, что ему можно доверять. Иногда, на это уходят годы, а иногда доверие к близким не восстанавливается никогда. И когда посторонний спрашивает: "А ты убивал? Как много видел погибших?", это сильно травмирует бойца. Он не готов делиться сокровенными переживаниями с чужими. В это время погибали его друзья…", – отмечает психолог.

Как помочь

По утверждению психологов, в первую очередь, нужно информировать общество, что люди, вернувшиеся с войны, нуждаются в понимании и поддержке.

"Жена и близкие должны проявлять терпение, не провоцировать, не обижаться. Поддержка и благодарность за все, что они сделали – помогут быстрее вернуться бойцу в реальную жизнь. Вступать в открытый конфликт с ними нельзя. Понимание, выдержка и время – главные союзники в желании вернуть воина в семью и общество. Важно учитывать, что может пройти много времени пока эти люди научаться жить по-новому… Чем же может ему помочь? Да просто напомнить: "Ты умеешь быть сильным, ведь ты выжил на войне, и именно ты можешь давать пример другим, именно ты можешь помочь тем, кто в тебе нуждается", – говорит Наталья Мась.

Общение на этапе возвращения, как утверждает психолог, очень важно именно с близкими людьми, чтобы возобновить прежние партнерские и доверительные отношения. Им не помогут курорты или путешествия в одиночестве. При этом, бойцам и их родственникам должны помогать психологи, военные специалисты, волонтеры, а также бойцы, которые уже справились с аналогичными проблемами.

Обычным же людям, которым приходится общаться с военными, нужно помнить: нельзя ставить провокационные вопросы.

"Бойцы, которые много пережили, очень неохотно идут на контакт. Но если их не провоцировать на агрессию своим поведением и лишней любознательностью, то они понемногу успокоятся", – добавляет Наталья.

По ее словам, сейчас уже создаются организации, в которых оказывается поддержка ветеранам. Очень важно, чтобы в таких организациях работали психологи, а бойцы имели возможность пообщаться с собратьями. Принцип существования таких организаций – "я доверяю только своим". Там военные смогут общаться с "равными": людьми, которые были там и вместе воевали, вместе выстояли и смогут поддержать друг друга в мирной жизни.

"Если ничего не делать и ждать, что все само собой утрясется, то в нашем обществе появятся тысячи людей с надломленной психикой и немотивированной агрессией. Уровень преступности может возрасти в десятки раз: такие парни склонны к поискам "своей правды". Все может скатиться к повторению майданов, протестов, отжиму бизнеса, мол, "я это заслужил, пока ты тут отсиживался". Будут распадаться семьи, и вырастать несчастные дети. Но это – самый худший прогноз", – рассуждает Мась.

Но существует и позитивная сторона. "Если с ними провести правильную работу, то эти люди могут сменить общество к лучшему. Война или уничтожает, или делает человека уникальным, благодаря качествам, которые они приобрели во время сражений. И если позволить и помочь им правильно использовать их приобретенные знания, опыт, мудрость, честность и умение справиться с любыми трудностями, у нас будет самое сильное государство", – подчеркнула психолог.

Татьяна Самотый

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢