Запретный транш: что происходит с рынком платежных сервисов и денежных переводов

Точка зору

В украинском секторе расчетов и денежных переводов грядут серьезные изменения. Национальный банк в соответствии с требованиями FATF и международных доноров Украины проводит политику детенизации этой сферы: большая часть расчетов переводится в банки, а требования к самим финучреждениям ужесточаются. К активизации работы на украинском рынке готовятся несколько новых игроков. НБУ начал кампанию по обновлению НСМЭП, которая была представлена публике под брендом «Простір». В прошлую пятницу Агрокомбанк заявил о том, что проходит в НБУ регистрацию международной системы денежных переводов; регистрацию своей ПС проводит и «Новая почта».

Прогресс в сфере платежей потенциально может поспособствовать развитию малого бизнеса и среднего класса, а также поступлениям валюты в Украину, уверены эксперты. Что для этого должно произойти – изучал Forbes.

26 февраля основные игроки рынка платежных систем и денежных переводов обсудили проблемы развития этого сектора с представителями НБУ. В результате дискуссий были подняты вопросы регулирования рынка, борьбы с его теневым сегментом, а также проблемы, которые могут возникнуть у ряда участников из-за новых требований Национального банка. Также, в пятницу НБУ обнародовал предварительные данные по работе сектора платежей в 2015 году.

Сегодняшний рынок платежных систем и денежных переводов насчитывает несколько десятков украинских и международных игроков. К ним, кроме международных Visa, MasterCard и American Express, относятся украинские УкрКарт, «Почтовый перевод», «Аваль Экспресс», Welsend, PrivatMoney и другие.

По данным НБУ, на отечественном рынке действует 47 систем денежных переводов. Из них, самый большой сегмент – резиденты. Также, в Украине работает 19 систем нерезидентов, часть из которых включена в реестр платежных систем. В прошлом году рынок покинула крупная платежная система 24NonStop, но «ВАБ Капитал» и «Новая почта» зарегистрировали два новых для рынка сервиса денежных переводов – «Укроп» и Forpost.

По количеству переводов на данный момент лидирует FlashPay банка «Фамильный», хотя средняя сумма перевода составляла всего 50 грн. На первом месте по сумме перевода – «Почтовый переказ» «Укрпочты». Также, в секторе внутригосударственных переводов активно работают системы Welsend Укргазбанка, EximCash, ПравэксТелеграф и другие.

Однако даже такое разнообразие не может в полной мере удовлетворить потребности всех желающих осуществить переводы.

PayPal и оплата из-за границы

Одной из болевых точек сегмента денежных переводов в Украине считается ограничение возможностей получить платежи из-за границы на украинские счета. Исправить ситуацию пытаются при помощи платежной системы PayPal. В мире есть и другие сервисы, такие как Payoneer, позволившие бы принимать зарубежные деньги на счета в Украине, не говоря о простых банковских переводах SWIFT, но именно популярную в развитых странах PayPal решили сделать «образцовой» – о ней много говорят в СМИ, обвиняя НБУ в том, что он не допускает выхода этого игрока на украинский рынок.

«Я как зарубежный покупатель вижу многие преимущества покупок у производителей в Украине: низкие цены благодаря низкой гривне, достаточно высокое качество товаров, использование натуральных исходных материалов в текстиле, обуви и других изделиях личного потребления. Я вижу сайты и страницы в Фейсбуке небольших украинских фабрик, цехов – и не могу оплатить свои заказы без простой и надежной системы международных расчетов PayPal. Из соображений безопасности я не хочу оставлять полные данные своей израильской кредитной карты «Visa» на сайте какой-нибудь фабрики в Полтаве», – рассказывает израильский редактор русскоязычной газеты «ForumDaily» (США) Шимон Бриман.

По его словам, если PayPal начнет работать в Украине, то множество мелких и средних бизнесов страны смогут выйти на международный рынок. «Миллионы долларов сейчас не могут войти в Украину – они ждут ввода системы PayPal. Для украинского государства будет лучше, если тысячи его граждан смогут стать богаче благодаря международной интернет-торговле своими товарами и услугами», – говорит Бриман.

«Если у нас есть законодательные ограничения, мы как демократическая страна должны их перебороть. И Украина получит дополнительные валютные поступления на счета малого и среднего бизнеса. Было бы неплохо создать условия в Украине, которые заинтересуют зарубежного игрока», – поддерживает эту точку зрения эксперт компании Prinum Артем Струтинский.

С требованиями к НБУ разрешить PayPal работать на украинском рынке время от времени обращается и интернет-общественность. Справедливости ради отметим, что такой игрок как PayPal – к слову, основанный киевлянином Марком Левчиным, – при желании давно мог бы начать работу в Украине. «Если PayPal захотят официально прийти в Украину, они это сделают», – уверен Александр Гаркуша из MoneyGram.

Со своей стороны, НБУ предпринимает шаги по либерализации рынка. Например, в феврале центробанк разрешил пользователям – физическим лицам получать от нерезидентов электронные деньги, выпущенные эмитентом-нерезидентом. Однако, если физлицо получает эти деньги за выполненную работу или проданные вещи, то речь уже идет о бизнесе.

Вопрос в том, чтобы законодательное поле позволяло украинским бизнесменам принимать деньги из-за границы. И не все из этих вопросов лежат в компетенции НБУ. «По трансграничным платежам в пользу украинцев есть также вопросы налогообложения. Юрлица, получающие валюту из-за рубежа, получают средства на валютный счет, и 75% полученных валютных поступлений из них должны продавать. Очевидно, что это мало кого из предпринимателей устраивает», – говорит директор департамента платежных систем НБУ Наталья Лапко.

Таким образом, вопрос работы в Украине таких систем, как PayPal – это вопрос не столько благосклонности Национального банка, сколько украинской политики по либерализации работы малого бизнеса в целом. «Изменения в Налоговый кодекс не позволяют СПД 3-й и 4-й групп принимать электронные деньги. То есть, пока что они не смогут принимать платежи через PayPal», – подчеркивает директор ассоциации ЭМА Александр Карпов.

Новые игроки

Законодательные ограничения на получение средств из-за границы создают не столько препятствия для работы украинского бизнеса на внешних рынках, сколько «серую» зону, платежи по которой проходят по счетам иностранных банков. При этом, деньги и налоги с них оседают за пределами Украины – соответственно, убытки терпит вся украинская экономика.

Но даже при этом, не дожидаясь упрощения условий игры, на платежном рынке Украины появляются новые игроки. «Сейчас все бизнесы смотрят в сторону рынка микроплатежей: мобильные операторы, ритейлеры и другие. Все будут пытаться заниматься переводами, потому что компаниям кажется, что в этом секторе – огромные заработки. Но переводы – это низкомаржинальный бизнес, и заработок здесь есть только в эффективной системе и микро-менеджменте», – описывает происходящее на рынке управляющий директор Агрокомбанка Евгений Березовский.

Так, в прошлом году начала свою деятельность финансовая компания ООО «Пост Финанс», работающая под брендом Forpost и входящая в группу компаний «Новая почта». И в НБУ, и на рынке платежей их рассматривают как потенциально сильного и значимого игрока. СЕО «Пост Финанс» Тамара Соловей рассказала Forbes, что сейчас кассы Forpost в отделениях «Новой почты» принимают платежи за товары в пользу 1500 интернет-магазинов.

«Наш ключевой сегмент рынка – это e-commerce. Сеть отделений «Новой почты» и касс Forpost активно растет, у нас уже почти 2000 касс по всей стране. В 2016 году мы планируем активно развивать наши продукты по денежным переводам и платежам», – говорит Соловей.

Все в банк!

Как ранее писал Forbes, часть игроков платежной отрасли, в частности, платежных терминалов, переходят на банковскую схему работы. Например, акционер EasyPay Владимир Авраменко приобрел для этого банк «Траст». Национальный банк Украины настаивает, что большая часть транзакций должна проходить при участии банков. Отчасти, такой подход НБУ связан с требованиями FATF по верификации всех клиентов финансовой системы. Одним из путей решения этой задачи и является работа всех сервисов через банк.

«Важно, насколько государство может и будет влиять на «серую» часть платежного бизнеса. Если оно не будет вести себя более жестко, в этот сектор не придут новые инвесторы. Но если государство будет вводить режим спецсчетов и следить за тем, чтобы на рынке не было операций по обналичиванию, то рынок будет сильно меняться, – рассказал Forbes Евгений Березовский. – Я поддерживаю все нововведения государства по борьбе с теневыми операциями. Чтобы рынок стал цивилизованным и компании на нем чего-то стоили, нужно, чтобы они конкурировали не тем, кто лучше кэш продаст, а тем, у кого лучше процессинг и технология. Привлечь инвестора в серый рынок невозможно».

Михаил Комиссарук – акционер банка «Фамильный», который является расчетным банком платежной системы FlashPay – считает, что НБУ проводит довольно жесткую политику по отношению и к платежному сектору, и к банкам. В том числе, из-за графика докапитализации, который установлен для всех финучреждений.

«Масса мелких банков работает в своих нишах, как и банк «Фамильный». Малые банки зачастую играют роль стартапов в банковском бизнесе, осваивая новые направления. Ускоренный график докапитализации, принятый НБУ, безосновательно ставит небольшие банки на грань выживания. Вопрос в том, что такие банки обеспечивают транзакции, доход по обслуживанию которых остается в Украине, и налог с него платится тоже в Украине. Тогда как крупные международные системы денежных переводов и платежей получают доход заграницей, создают там рабочие места и платят налоги тоже заграницей. В свою очередь, украинские клиенты оплачивают их услуги в валюте. Это негативно влияет на курс и платежный баланс», – отмечает Комиссарук.

Он также напоминает, что такие банки, как «Фамильный», не привлекают депозиты и не выдают кредиты – то есть, не несут риски, традиционные для большинства банков. И одним из вариантов спокойного развития рынка является возможность получения сокращенной банковской лицензии, или лицензии небанковской кредитной организации.

Эксперт рынка платежей Андрей Онистрат напоминает, что европейский рынок платежей тяготеет к тому, чтобы большая его часть имела небанковской характер. «В мире закладывается картина, при которой расчетная, кредитная и депозитная платформы будут функционировать вне банков. Мне кажется, что в НБУ не поняли эту ситуацию до конца. И поэтому Нацбанк еще какое-то время будет пытаться перевести регулирование всех платежных сервисов под банки. Но в банках этот рынок может оказаться нежизнеспособным», – считает Онистрат.

Исключением из этого правила можно считать разве что ПриватБанк, который является крупнейшим игроком и инноватором украинского сектора как переводов и платежей, так и платежных технологий.

В свою очередь, основатель операционной системы Corezoid и руководитель центра электронного бизнеса ПриватБанка Александр Витязь несколько дней назад опубликовал свою статью о том, что платежные системы, такие как Visa, оказывают разрушительное влияние на банковскую систему в ее классическом понимании.

Учитывая скорость развития высокотехнологичных гигантов, в будущем банки может ждать судьба, по словам Витязя, «филиалов международных корпораций». К таким корпорациям эксперты Forbes относят, кроме Visa, компании Master Card, Google и Apple. Именно они смогут диктовать своим клиентам, с каким банком работать.

Впрочем, банкам уже сегодня ничто не мешает реализовывать операции по платежам в обход той же Visa – через сервисы интеграции и проведение платежей в разработанные без участия международных корпораций приложения.

Что делать с рынком… и PayPal?

«НБУ, по моему мнению, должен не упрощать себе жизнь, а создавать условия для динамичного инновационного развития банковского и финансового бизнеса в Украине», – считает Михаил Комиссарук. По его мнению, для развития трансграничных платежей можно было бы разрешить украинским торговцам принимать платежи из-за границы «электронными деньгами, например, Bitcoin. А также разрешить открывать счета в зарубежных платежных системах для получения выручки, например, в PayPal».

Наталья Лапко из НБУ напоминает, что во всех странах PayPal работает по разным юридических схемам, и при желании компания могла бы найти удобный для себя вариант работы в Украине. «В Люксембурге PayPal зарегистрирован как банк, в Австралии у него лицензия на предоставление кредитов и привлечение вкладов, в России – лицензия небанковского платежного учреждения», – отмечает Лапко.

Руководитель рабочей группы «Реформы рынка платежей» Алексей Титов уточняет, что в РФ PayPal, как надстройка над карточными международными платежными системами, такими как Visa и MasterCard, зашел на рынок через небанковскую кредитную организацию – так называемый «мини-банк». «Валютной проблемы тут нет – так как конвертация происходит в рамках взаимодействия участников этих МПС», – говорит Титов.

Со стороны НБУ для начала работы новых игроков – систем интернет-расчетов – было введено требование включения этих систем в реестр. Наталья Лапко уточняет, что для этого нужно выслать в НБУ письмо-обращение, добавив к нему документ с подтверждением права на перевод денег и перечень операций, которые предполагается проводить в Украине. Однако со стороны банкиров такая схема вызывает по большей части вопросы и нарекания.

«Где брать «справку» о том, что ты «международная система интернет-расчетов» для включения в соответствующий реестр, о котором говорит НБУ в своей нормативной базе, – непонятно. Дело в том, что во всем мире единицей правоотношений есть субъект, а не их совокупность, система – как это повелось в Украине. И официальные документы выдают субъекту, лицу. А системы уже являются добровольным образованием и называют себя как хотят. Поэтому для создания предпосылок работы таких сервисов, как PayPal, в Украине правильнее ввести субъект с упрощенной банковской лицензией. Мы его предлагаем назвать, например, Расчетное Учреждение», – рассказывает Алексей Титов.

Такое учреждение могло бы работать на основании упрощенной банковской лицензии. По словам Титова, при появлении такого учреждения в результате эквайринга украинцы смогут получать платежи из любой точки мира, инициированные практически в любой валюте, в виде безналичной гривны.

В НБУ пока что не спешат принимать решение в отношении упрощенных банковских лицензий. Тенденция по сокращению количества игроков на банковском рынке говорит о том, что либеральный сценарий развития сектора регулятор примет не скоро. Однако, если говорить о детенизации платежей и переводов, то НБУ должен будет прийти к упрощению условий работы. Ведь ответом на ужесточение регулирования во всем мире становится переход транзакций к p2p операциям, Bitcoin и Blockchain – зонам, полностью или частично недоступным для контроля со стороны государств.

Маргарита Ормоцадзе

Новини

17 Травня 2024

США не хочуть віддавати U.S.Steel японцям

У I кварталі виручка Vallourec скоротилась на 26%

Шведська компанія хоче побудувати ще чотири заводи водневої металургії

Єврокомісія почала розслідувати імпорт білої жерсті з Китаю

Dunaferr модернізує прокатні стани

Нафтогаз з початку року запустив 7 нових свердловин – Шмигаль

Україна запропонувала Аргентині та Чилі зону вільної торгівлі

Внаслідок бойових дій на території України викиди СО2 сягнули 180 млн тонн

Китай інвестує у зелене авіаційне паливо

російські порти знизили перевалку вантажів на 4%

Виробництво сталі в Китаї скоротилось на 3%

Металурги у квітні збільшили експорт довгого прокату на 7,6%

Уряд змінив порядок бронювання від мобілізації на підприємствах двох сфер економіки

Україна вийшла на максимальну потужність імпорту електроенергії з ЄС

Уряд виділив 1,5 млрд грн для відновлення Зміївської та Трипільської ТЕС

Данія виділить Україні новий пакет військової допомоги на 750 млн євро

ВСІ НОВИНИ ⇢