В порту Южный накаляются страсти

Точка зору

В конфликт между ГП "МТП 'Южный'" и компанией "Трансинвестсервис" (ТИС) вмешалась прокуратура. Как стало известно Ъ, она проводит проверку законности подписания договора между ФГИ и ТИС о пользовании и владении причалом #16. В ТИС считают, что все подозрения в адрес компании безосновательны, а договор заключен законно. Но в ФГИ заявляют о возможной передаче причала на баланс порта Южный. В Минтрансе уже готовят необходимые для этого документы.

О том, что прокуратура Одесской области и Черноморская транспортная прокуратура начали проверку деятельности ООО "Трансинвестсервис", работающего в морском торговом порту Южный, Ъ рассказал заместитель генерального прокурора Виктор Кудрявцев. По его словам, Черноморская транспортная прокуратура на прошлой неделе вынесла протест против выдачи ТИС свидетельства Регистра судоходства (организация при Минтрансе, выдающая свидетельства на право пользования причалами) на причал #16. "При выдаче свидетельства были допущены нарушения законодательства, и теперь мы требуем его отозвать",– сообщил господин Кудрявцев.

Он добавил, что прокуратура Одесской области под контролем Генпрокуратуры проводит проверку законности подписания Фондом госимущества (ФГИ) договора #311 от 9 июля этого года ("О порядке владения и управления единым имущественным комплексом в соответствии со ст. 358 Гражданского кодекса"), которым причал #16 передан в пользование ТИС. "Мы намерены обратиться в суд и расторгнуть этот договор, если подтвердится, что он наносит ущерб экономике страны",– сказал господин Кудрявцев.

Напомним, конфликт между ТИС и ГП "МТП 'Южный'" возник в конце прошлого года (последний раз Ъ сообщал об этом 17 июля). В письме премьер-министру Юлии Тимошенко от 24 декабря 2008 года руководитель ГлавКРУ Николай Сивульский заявил о необходимости вернуть государству причалы #16 и #17, находящиеся в аренде у ТИС. Договор аренды причала #16 истек 1 января 2009 года, но ТИС продолжал его использовать. 6 апреля и. о. главы ФГИ Дмитрий Парфененко сообщил руководству ТИС, что "законных оснований для пользования имуществом нет". Однако уже 9 июля господин Парфененко подписал договор (копией располагает Ъ), согласно которому причал был передан в пользование ТИС на 25 лет.

Начальник ГП "МТП 'Южный'" Юрий Крук утверждает, что условия, на которых ТИС получил причал в пользование, невыгодны для государства. По его словам, если бы причал находился на балансе порта, то плата за пользование им в размере $1,4 за тонну (согласно сборнику тарифов Минтранса) взималась бы непосредственно портом. Согласно расчетам порта, только за пять месяцев было бы получено 19,4 млн грн (3,8 млн грн в месяц). По данным Генпрокуратуры, ТИС фактически заплатил государству за пять месяцев пользования причалом 2,3 млн грн. Согласно новому договору #311, минимальная плата за пользование причалом, по данным ГПУ, составляет 496 тыс. грн в месяц, а максимальная, по данным ТИС,– около 507 тыс. грн в месяц (без НДС).

Юрист порта Южный Александр Илько считает, что, подписав договор #311, ФГИ превысил законодательные полномочия, которые ему предоставляются временным положением о Фонде госимущества от 7 июля 1992 года. Он напоминает, что, согласно этому положению, ФГИ может подписывать договоры аренды либо купли-продажи, а не о пользовании и владении. "На этом и других основаниях прокуратурой проводится проверка, по результатам которой, возможно, будет направлен иск в суд",– сказал господин Илько.

Между тем начальник юридической службы ТИС Виталий Кутателадзе утверждает, что ГП "МТП Южный" заключило аналогичный договор относительно причала #17. Он считает абсурдным, что порт имеет право заключать договоры, касающиеся государственной собственности, а ФГИ – "центральный орган исполнительной власти со специальным статусом" – не имеет. По словам господина Кутателадзе, часть "неделимого имущественного комплекса причала #16" строилась не за счет средств порта. "Поэтому притязания порта на данное имущество непонятны",– сказал он.

Заключение о законности договора #311 намерено дать и Министерство юстиции. "Если сейчас в порту Южный победит ТИС, то фактически порт прекратит свое существование как государственный коммерческий объект. Поэтому мы вмешались в конфликт порта и ТИС и намерены поддерживать порт в судах",– заявил Ъ заместитель министра юстиции Евгений Корнийчук.

О том, что причал может быть передан на баланс порта, заявил и Дмитрий Парфененко. Он отметил, что договор #311 должен был лишь временно урегулировать статус причала. По словам и. о. главы ФГИ, в дальнейшем договор может быть разорван через суд либо сам причал может быть передан на баланс порта Южный по решению органа управления. И. о. министра транспорта и связи Василий Шевченко заявил Ъ, что его ведомство готовит "проект решения о возврате причала на баланс порта".

Олег Гавриш

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢