Топливо воспряло духом

Публікації

Два года украинский топливный рынок валился с ног, теряя объемы. В 2016-м кризис, похоже, остался позади. По итогам года по всем трем базовым нефтепродуктам – бензин, ДТ, сжиженный газ – зафиксирован рост продаж. Трейдеры называют две основные причины оздоровления: сужение теневого сегмента и увеличение спроса со стороны промышленности.

Тень на плетень

О прохождении дна и медленном восстановлении рынка осторожно заявляют и представители заправочных сетей, и все крупные экспертные организации, мониторящие топливную отрасль. Только с колокольни Госстата Украины эти процессы еще не разглядели. Согласно подсчетам комитета в 2016 году продажи бензинов через АЗС упали на 11% – до 1,84 млн тонн, дизтоплива – на 13%, до 1,72 млн тонн. Итоги по годовому потреблению нефтепродуктов в Госстате еще не подбили, опубликованы только показатели за 11 месяцев – и они тоже не сильно оптимистические. В частности, потребление бензинов за указанный период ведомство оценивает в 1,98 млн тонн, а ДТ – в 4,23 млн тонн. Это соответственно на 10% меньше и 2% больше, чем за такой же временной отрезок 2015 года.

Но у Госстата цифры всегда хромали. Ближе к реальности подсчеты консалтинговых компаний, которые исходят из таможенных и налоговых данных. И согласно этим данным худшее уже позади. В частности, консалтинговая группа "А-95" отмечает, что потребление дизтоплива в Украине в 2016 году достигло 5,92 млн тонн, что примерно на 500 тыс. тонн больше, чем годом ранее. Спрос на бензины увеличился почти на 200 тыс. тонн – с 2,03 до 2,21 млн тонн. А потребление сжиженного газа вообще выросло на 30% – с 1,12 до 1,16 млн тонн. Похожие значения получились и у экспертов из компании Upeco. Они насчитали, что реализация бензинов в прошлом году выросла на 5,8% – с 2,06 до 2,18 млн тонн, а ДТ – на 7,1%, с 5,45 до 5,86 млн тонн. Исходя из этих объемов, можно говорить если не о возвращении, то об очень сильном приближении к тому общему балансу топливного рынка, который существовал в Украине в 2013 г., т.е. до начала боевых действий на Донбассе и последовавшего за этим экономического кризиса.

Однако голые цифры без контекста не способны отобразить всю полноту картины. На самом деле прогресс на топливном рынке не столь стремителен, как может показаться. Особенностью 2013 г. была масштабная тенизация в отрасли, возникшая благодаря деятельности группы компаний Сергея Курченко и некоторых других. По оценкам экспертов, тогда во внутреннем балансе возникла дыра более чем в 1 млн тонн нефтепродуктов, которые статистика просто не видела или закрывала глаза. В 2016 г. разница между задокументированными и реальными продажами хотя и не стерлась в пыль, но стала на порядок меньше. Так, согласно анализу группы "А-95" за 9 месяцев зазор между потреблением бензинов в стране и суммарными объемами их экспорта и производства составлял 216 тыс. тонн. По сути, это и есть величина теневого сегмента. В 2013-м такое расхождение исчислялось в 1,49 млн тонн. Аналогичные тенденции отмечены и на рынке дизтоплива. Здесь теневой сектор за последние 4 года сократился почти в 10 раз – с 709 тыс. тонн до 80 тыс. тонн.

Успех в бою с тенью стал следствием не только освобождения трейдеров из-под ига С.Курченко (ведь ввезти в Украину топливо в обход его компаний иногда было невозможно), но и изменений в налоговом законодательстве. Введение электронного акциза и расширение его базы сузили возможности ухода в тень. При этом, по словам главного налоговика Украины Романа Насирова, бюджетные поступления по данной статье выросли за первые 9 месяцев 2016 г. на 3 млрд грн.

Слабый бензин, стойкий дизель

Вторая очевидная тенденция на рынке – активное вытеснение бензина сжиженным газом. Его потребление на автотранспорте выросло за год на 30% – примерно до 1,5 млн тонн. Если пересчитать в литрах, то продажи LPG и бензина в прошлом году практически сравнялись – где-то на уровне 2500 тыс. л в год каждого. В дальнейшей перспективе газ будет стремиться к 3-тысячному рубежу, а бензин, наоборот, падать к отметке в 2000. По крайней мере, до тех пор, пока газ будет стоить вполовину дешевле 95-го бензина. Подобный паритет с небольшими отступлениями сохраняется уже 2 года подряд. И это в глазах экономных водителей не оставляет шанса бензинам.

Рынок дизельного топлива отличается большей стабильностью, поскольку оно больше ориентировано на промышленное потребление, а сейчас и на армию. Так, если в период с 2013 по 2016 г. емкость внутреннего бензинового рынка уменьшилась примерно на 40%, то емкость рынка ДТ в прошлом году фактически вернулась на довоенный уровень. А в два предыдущих года падала всего на 5%. Только одна "Укрзализныця" потребляет за год до 300 тыс. тонн дизеля. На топливо приходится около 10% всех операционных затрат железнодорожной компании, а в денежном выражении – это примерно 5 млрд грн. за 2016 г. Несколько меньше нужды в ДТ у армии, но при этом она закупает исключительно арктическое ДТ, чтобы даже в лютые морозы техника не отказала. Если добавить сюда же периодическую закладку топлива в госрезерв и снабжение других министерств и ведомств, то получится, что один только госсектор формирует 20-25% украинского дизтопливного рынка.

Еще одним признаком оздоровления стало увеличение объемов переработки нефти в Украине. Да, отрасль все еще лежит на глубочайшем дне. Да, в стране осталось всего 2 годных перерабатывающих завода – кременчугская "Укртатнафта" и Шебелинский ГПЗ. Да, за 10 последних лет объемы переработки нефтяного сырья упали почти в 5 раз. Но маятник, наконец, шатнуло в противоположную сторону. Как следствие в 2016 г. в Украине произведено на 10% больше бензина и на 12% больше дизтоплива – соответственно 770 тыс. тонн и 700 тыс. тонн. В обеспечении внутреннего спроса это составило более 30% по бензину, но менее 15% по дизтопливу. Остальные нужды покрывал импорт и в явные фавориты в нем выбился Мозырьский НПЗ (Беларусь).

Сябры добры

По данным компании Upeco, в 2016 г. в структуре импорта топлив на белорусский товар приходилось более 80% в бензиновом сегменте и более 50% – в дизельном. По поставкам бензина белорусы вообще нарастили свое присутствие в Украине почти вдвое. И этому способствовали 2 фактора. Во-первых, польский концерн Orlen переключился на внутренний рынок. Там после очередной смены правительства в Варшаве провели эффективную борьбу с собственным "серым" импортом и образовавшуюся нишу заполнили легальные партии топлива с Плоцкого и частично с Мажейкяйского НПЗ. Во-вторых, снова заработал нефтепродуктопровод, качающий ДТ от границы с Беларусью на Новоград-Волынский и дальше в глубь Украины.

Новым хозяином трубы стала швейцарская по документам компания International Trading Partners, которую ряд операторов рынка связывает с фигурой Виктора Медведчука. Но кем бы ни оказались швейцарцы на самом деле, они оперативно возобновили прокачку, остановившуюся в 2014 г., и предложили топливным трейдерам логистику более выгодную, чем перевозка в ж/д цистернах. Особенно, если это касается обеспечения Центральной и Западной Украины. За неполных полгода в Украину зашло более 700 тыс. тонн такого "трубного" ДТ. А учитывая динамику последних месяцев (не менее 150 тыс. тонн ежемесячно), в 2017 г. можно ожидать 1,5-2 млн тонн поставок дизеля по возобновленному трубопроводному маршруту.

В распределении сил и позиций топливных игроков на внутреннем рынке главной интригой 2017 г. считается поведение АЗС-сети, контролируемой группой "Приват" после национализации системного банка и распутывании кредитно-долгового шлейфа, который за ним тянется. Сейчас эта крупнейшая в Украине сеть, насчитывающая суммарно до 1500 заправок, условно поделена на две ветки, одна из которых работает под брендом полугосударственной компании "Укрнафта", другая – это мозаика из нескольких, полностью частных брендов.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢