НАТО не поспешит на помощь

Точка зору

Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай вчера заявил, что Североатлантический альянс не намерен предоставлять Украине военную помощь. В МИДе такое заявление назвали поспешным, отметив, что Украина, являясь особым партнером альянса, вправе рассчитывать на поддержку. А в парламентском комитете по вопросам нацбезопасности и обороны слова господина Аппатурая вызвали возмущение – там считают, что такие утверждения демонстрируют отношение НАТО к Украине.

Вчера в ходе еженедельного брифинга официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай заявил, что "НАТО не намерено оказывать Украине военную помощь и помощь в обеспечении безопасности".

Поводом для такого заявления послужило подписание 21 августа Украиной и НАТО декларации о дополнении Хартии об особом партнерстве между Украиной и Североатлантическим альянсом, которая закрепляет центральную координирующую роль комиссии Украина–НАТО в процессе евроатлантической интеграции Украины. Этот документ вызвал беспокойство Российской Федерации, которая болезненно реагирует на каждый шаг Украины в сторону сближения с НАТО. Особую их обеспокоенность вызвал пункт, предусматривающий созыв внеочередного заседания комиссии Украина–НАТО в случае, если украинская сторона "будет чувствовать прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности". Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин предположил, что это "может втянуть НАТО во внутренние дела Украины".

В свете дипломатической войны между Украиной и Россией, которая ознаменовалась высылкой дипломатов и открытым письмом президента России Дмитрия Медведева президенту Виктору Ющенко с резкими обвинениями в проведении недружественной политики по отношению к российской стороне (см. Ъ от 12 августа), появление данного пункта в подписанной на минувшей неделе декларации может показаться неслучайным. Вместе с тем возможность обращения Украины за военной помощью к другим государствам содержится и в ряде других документов, в частности в Годовой национальной программе на 2009 год по подготовке Украины к получению членства в НАТО (см. Ъ от 12 августа). Кроме того, похожий пункт есть и в самой Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО, которая, как известно, была подписана еще в 1997 году. "Украина и НАТО создадут кризисный консультативный механизм для проведения совместных консультаций в любом случае, когда Украина будет усматривать прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности",– говорится в этом документе.

– Никто специально под речь Медведева этот документ (декларация о дополнении Хартии.–Ъ) не подписывал,– заверил вчера Ъ заместитель директора департамента НАТО МИДа Вадим Пристайко. По его словам, решение внести изменения в декларацию об особом сотрудничестве Украины и НАТО было принято на уровне министров иностранных дел еще в 2008 году.

В департаменте НАТО МИДа заявление Джеймса Аппатурая назвали поспешным. "Он поторопился, конечно, нельзя так говорить. А вдруг нам нужна будет военная помощь? – сказал господин Пристайко.– Мы рассчитываем на помощь НАТО, если она нам понадобится. Иначе зачем мы так долго сотрудничаем (с НАТО.–Ъ) и почему являемся особым партнером?"

В парламентском комитете по иностранным делам к заявлению официального представителя альянса отнеслись сдержанно. "Господин Аппатурай высказал позицию альянса в отношении возможных проблем. И четко обозначил границу участия НАТО в них",– сказал Ъ член комитета Алексей Логвиненко (БЮТ). Он подчеркнул, что военную помощь НАТО оказывает только странам–членам альянса, поскольку по уставу НАТО в случае угрозы территориальной целостности или нападения на одного из членов альянса к защите подключаются все члены НАТО. "Но, помимо военной помощи, у НАТО есть достаточно серьезный ресурс влияния по дипломатическим каналам стран НАТО",– отметил господин Логвиненко.

– Такое заявление спикера НАТО, который говорит от имени альянса, свидетельствует об отношении НАТО к нашей стране,– считает глава подкомитета по вопросам военной безопасности и обороны Александр Кузьмук (Партия регионов).– Сначала было заявление нового генерального секретаря НАТО (Андерса Фога Расмуссена.–Ъ) о том, что Украина не имеет ближайших перспектив вступления в НАТО, теперь – вообще из ряда вон выходящее заявление. Возникает вопрос: как мы будем дальше сотрудничать с НАТО, если слышим такое в свой адрес?

Впрочем, Алексей Логвиненко уверен, что целью сотрудничества Украины с альянсом является вовсе не получение военной поддержки. "Опыт НАТО нужен Украине прежде всего для модернизации собственных вооруженных сил, введения современных систем комплектации вооружения,– говорит он.– Насколько я понимаю, это и есть главный мотив, почему мы сотрудничаем с НАТО. А с точки зрения угроз… Пока я не вижу оснований считать, что кто-то угрожает территориальной целостности Украины".

Елена Геда

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢