Кризис изменит отношения Киева и Брюсселя

Точка зору

Евросоюз нуждается в Украине, но не как в носителе проблем, которые усложнят жизнь ЕС, а как в стране, способной привнести в европейское сообщество новые решения актуальных задач, в том числе — по преодолению кризиса. Потому любые конструктивные реформы в Украине приближают нас к вступлению в объединенную Европу. Об этом рассказал вице-премьер Григорий Немыря.

— Вопрос: Соглашение об ассоциации — это успех украинской дипломатии или желание европейцев подменить название Соглашения о партнерстве и сотрудничестве?

— Это классическая ситуация, когда можно говорить об идеальном или лучшем варианте. Но дипломатия всегда работает в поле возможного. Будущее Соглашение об ассоциации — хорошее соглашение, хотя оно и не идеально, с точки зрения Украины. Идеальным оно может быть, если бы в нем уже содержалась европейская перспектива в том виде, в котором она содержалась для стран Центральной и Восточной Европы. Но это все равно очень серьезный шаг вперед. Потому что впервые в документах между ЕС и Украиной будут содержаться термин и политика экономической интеграции. Евросоюз начинался с общего рынка. В этом смысле Соглашение об ассоциации — существенный шаг вперед к будущей политической интеграции.

— Не теряет ли новое Соглашение своего смысла в контексте инициативы восточного партнерства?

— Нет. Все зависит от того, насколько Украина использует возможности восточного партнерства. Европейская политика без восточного партнерства — это, условно говоря, вегетарианская политика, которая не имеет конструктивного начала. А европейская политика соседства, усиленная восточным партнерством,— это то, что отвечает сегодняшним возможностям Украины и ожиданиям от Украины в Евросоюзе.

— Так когда Украина может действительно вступить в ЕС?

— Такие прогнозы — гадание на кофейной гуще. Мы имеем определенный опыт, который страны получили, чтобы стать членами ЕС. Например, быстрее всего это вышло у Финляндии, у которой с момента предоставления заявки на членство до момента вступления в ЕС прошло два года и девять месяцев. Самый длинный путь у Турции — с 1963 г. И он до сих пор продолжается.

Для Украины наиболее ценен пример стран Центральной и Восточной Европы, где этот процесс длился 10-15 лет. Но эта рамка может быть выдержана при условии, что Украина будет двигаться вперед, а не топтаться на месте. Реформы Конституции — это шаг в сторону Европы. Остановка разрушительной политической борьбы — это шаг в сторону Европы. Во время III форума «Европа — Украина» мы увидели, как лейбористы, консерваторы, социал-демократы и христианские демократы из Германии, Румынии, Великобритании говорили, что видят Украину членом ЕС. Это очень серьезное изменение, которое состоялось за последние годы. Но мы не должны ждать, что кто-то нас будет затягивать в Европу. Мы должны идти в Европу, не привнося в нее новые проблемы, а помогая ЕС решать его насущные вопросы.

— Не считаете ли вы, что зона свободной торговли между Украиной и ЕС — путь к экономическому процветанию стран, входящих в Евросоюз? Каковы здесь риски для Украины?

— Финляндия, например, быстрее прочих вошла в ЕС, потому что уже была членом европейской экономической зоны. Фактически то, о чем мы сейчас говорим,— это углубленная зона свободной торговли между Украиной и ЕС. Наибольший вес и наиболее трудная часть — нормы европейского права, которые регулируют функционирование социальной рыночной системы. И тут важно не только принятие законов Радой, но и их практическая реализация — это главный вызов. С ним можно справиться, если культура ведущих украинских политиков и партий будет развиваться и европеизироваться.

— Какой вам видится перспектива европейской экономической интеграции в контексте недавно принявшего силу закона о 13%-ной таможенной надбавке?

— Это попытка найти баланс между протекционизмом, нормами членства Украины в ВТО и динамичным процессом переговоров о зоне свободной торговли. Мы не получили от европейцев никаких писем или заявлений о том, что это создает проблемы. Можно ожидать, что такие вопросы будут задаваться — каким образом, как это будет действовать и т. д. Но в самом законе есть определенные механизмы, которые позволяют гибко реагировать на ситуации, когда такие возражения поступят.

Григорий Михайлович Немыря родился в 1960 г. в Донецке. В 1982 г. окончил исторический факультет Донецкого государственного университета. Кандидат исторических наук. Член-корреспондент Центра стратегических и международных исследований (CSIS, Вашингтон), член Международного института стратегических исследований (IISS, Лондон) и совещательного совета по Центральной и Восточной Европе Дома свободы (Freedom House). Семь лет занимал пост предправления Международного фонда «Возрождение», где подружился с его инвестором Джорджем Соросом. Народный депутат V и VI созывов Рады. С 18 декабря 2007 г.— вице-премьер по вопросам евроинтеграции.

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢