Сети АЗС концентрируются

Точка зору

Финансово-экономический кризис стал новым стимулом процесса консолидации отечественного автозаправочного рынка. Эксперты ожидают, что кредитная нагрузка и упавшие прокачки заправщиков приведут к волне поглощений, которая настигнет не простаивающих сухими «одиночек», а сети, насчитывающие более десятка АЗС.

Весь прошлый год почти все представители первой семерки игроков рынка активно работали над расширением сетей своих АЗС. Некоторые крупные операторы, такие как WOG и прочие, росли не только благодаря новостроям, но и за счет поглощения местных брендов, покупая региональные сети. Впрочем, как отмечают сами участники рынка, ранее приобретение заправок часто не представлялось целесообразным, поскольку предлагаемые к покупке станции в основном нуждались в серьезной модернизации, для того чтобы удовлетворять возросшие запросы украинского потребителя.

«Чтобы автозаправка была прибыльной, нужно, чтобы она отвечала определенному уровню ожиданий клиента. Тогда удается наладить успешный бизнес. Поэтому все комплексы, которые мы вводили в последнее время, были построены с нуля»,— говорит коммерческий директор «УТН-Восток» (сеть АЗС «Укрнефти») Виталий Леончук. Покупать же, по его словам, предлагаемые АЗС только ради места под будущий комплекс, учитывая завышенные цены на АЗС в прошлом году (около $1 млн., в зависимости от расположения.— «і»), просто не имело смысла.

Между тем наблюдатели рынка предполагают, что сейчас только начинающая набирать обороты тенденция к консолидации рынка АЗС вскоре даст о себе знать заключенными сделками и количество топливных брендов поубавится. «Крупные операторы, которые активно расширяли свои сети, часто отдавали предпочтение постройке с нуля новых комплексов. Теперь же увеличение давления кредитных обязательств из-за девальвации гривни, а также значительно сократившееся потребление топлива, которое не возродится в ближайшие два года, вынуждает многих мелких игроков уступать свой бизнес в разы дешевле, чем год назад»,— говорит управляющий партнер компании Regata Investment Юрий Алексеенко. По оценке эксперта, сейчас средняя стоимость региональной автозаправки с выгодным расположением не должна превышать $100-200 тыс. «Ввиду этого покупка уже готовых станций становится интересной владельцам более крупных сетей»,— констатирует эксперт, прогнозируя развитие такой тенденции в этом году.

Тенденцию к поглощению мелких игроков (две-десять АЗС) средними (11-50 АЗС) и средних — еще более крупными отмечают и эксперты научно-технического центра «Психея». «Если два года назад лишь в одном регионе была сеть, которая насчитывала 50 АЗС, работающих под одним брендом, то сейчас игроки такого размаха работают уже в семи областях»,— констатирует замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. По данным мониторинга центра, если два года назад в стране насчитывалось 57 компаний, владеющих десятком и более АЗС по крайней мере в одном регионе страны, то сейчас их количество стало уменьшаться. Свежий пример консолидации рынка — переход киевской «Ассоциации Украина» под крыло такого топливного монстра, как Shell, который полностью завершится к июню этого года.

Среди других исчезающих брендов можно также отметить «Золотой Гепард», станции которого могут вскоре окраситься в цвета ТНК или ВР (см. «і» от 12.06.2008 г.) вследствие оформления покупки своего джоббера, активы которого «ТНК-ВР Коммерс» взяла ранее в аренду. А также слияние с «Гермесом» региональной «Параллели-М Лтд» (завершится к концу этого месяца), которое началось после концентрации 100% доли группой SCM в уставном капитале последней. И, наконец, недавний переход бизнеса «Альфа-Нафты» под контроль структур группы «Приват».

Новини

2 Травня 2024

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

ВСІ НОВИНИ ⇢