Снова вместе

Точка зору

Общая позиция президента и премьера по поводу будущего нашей газотранспортной системы, которую они продемонстрировали в Брюсселе, спровоцировала топ-менеджмент «Газпрома» на резкие заявления. В МИД России не исключают, что европейская ориентированность Киева может привести к удорожанию газа.

После продолжительных конфликтов Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко снова стали публичными единомышленниками. В ходе прошедшей вчера в Брюсселе Международной инвестиционной конференции по вопросам модернизации украинской ГТС, первые лица нашего государства сошлись во мнении, что наши газопроводы должны оставаться в госсобственности, а их модернизация — наиболее выгодный и перспективный вариант увеличения технических возможностей для наращивания транспортировки газа в ЕС на 60 млрд. куб. м в год. Сейчас мы можем перекачивать в страны Европы не более 142,5 млрд. куб. м газа в год.

Но первые лица страны разошлись в инвестиционных расчетах. По словам главы государства, на совершенствование ГТС понадобится $2,57 млрд. Премьер назвала $5,5 млрд. А в материалах, подготовленных украинской стороной для брюссельской конференции, необходимый объем инвестирования в проекты по модернизации и реконструкции отечественных газопроводов, оценен в $3,185 млрд.

Впрочем, все расчеты по инвестпроектам будут совершенствоваться и уточняться. План модернизации, по словам Виктора Ющенко, будет подготовлен до конца года. «У государства единая позиция (в вопросах о будущем украинской ГТС и перспективе реформирования газового рынка.— «і»)»,— подтвердил «і» уполномоченный президента по вопросам международной энергобезопасности Богдан Соколовский. По его словам, Кабмин поддержал все предложения президента, и это позитивно отразилось на переговорах с европейскими партнерами.

Украинской идиллии в Брюсселе помешал зампредправления «Газпрома» Валерий Голубев. Ознакомившись с предложениями Киева по модернизации ГТС, он заявил, что сумма, необходимая на эти цели, должна быть в десять раз больше той, которую анонсировала украинская делегация (топ-менеджер российской монополии имел в виду $3,185 млрд.— «і»).

Дождавшись церемонии подписания совместной декларации между Украиной, Еврокомиссией и европейскими финансовыми организациями по итогам конференции, российская делегация покинула мероприятие. «Нам неинтересно то, что будет дальше. И так все ясно… Нам жалко, что Украину втянули в европейские разборки»,— так объяснил свой демарш господин Голубев.

А министр энергетики России Сергей Шматко высказал мнение, что «вряд ли итоги конференции будут интересны самой Украине».

О возможных последствиях предостерег российский МИД. «Ряд положений совместной декларации… могут привести к удорожанию стоимости газа для его украинских и европейских потребителей»,— сказано в заявлении внешнеполитического ведомства. В нем также говорится, что любые несогласованные с российской стороной действия по модернизации ГТС «приведут к росту технологических рисков и возможным сбоям в поставках природного газа на Украину и в Европу».

Впрочем, подобные опасения развеяли Юлия Тимошенко и глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Они подтвердили, что Украина и Евросоюз планируют привлечь Россию к модернизации нашей ГТС. «В модернизации ГТС должны участвовать как поставщики природного газа, так и его потребители и, конечно же, Украина как собственник ГТС»,— подчеркнула госпожа Тимошенко. Господин Баррозу подтвердил эти планы, отметив, что если Россия выскажет желание участвовать в модернизации, то «мы с радостью ее примем».

По мнению экспертов, реализация положений Декларации по модернизации нашей ГТС может существенно снизить привлекательность для ЕС альтернативных газопроводов, которые планируются в обход Украины, в том числе по инициативе «Газпрома».

Что подписали

Согласно Совместной декларации, подписанной вчера в Брюсселе Украиной, Еврокомиссией, Европейским инвестиционным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком, наше правительство взяло обязательства:

— обеспечить независимого оператора ГТС, который получит возможность использовать поступления от доходов по оказанию услуг по транспортировке газа;

— обеспечить прозрачность и открытость заемщика для осуществления модернизации ГТС, а также контроль за использованием средств;

— позволить оператору ГТС работать на коммерческих принципах для реализации планов по развитию в долгосрочной перспективе, в крайнем случае — пока займы для осуществления модернизации ГТС будут оставаться непогашенными;

— обеспечить формирование экономически обоснованных тарифов на доступ к газовым сетям;

— обеспечить обнародование оператором ГТС детальной информации по тарифным расчетам, их методологии и структуре;

— предоставить третьим сторонам доступ к ПХГ на прозрачных коммерческих условиях и под контролем регулирующего органа;

— разработать до конца 2009 г. Программу реформирования газового сектора Украины на 2010-2011 гг, с определением временных рамок, которые будут соответствовать обязательствам в контексте Соглашения об Ассоциации между ЕС и Украиной и в контексте присоединения Украины к Соглашению об Энергетическом сообществе.

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢