Страховщики на грани разорения

Точка зору

Моторное (транспортное) страховое бюро Украины на прошлой неделе обнародовало результаты продажи полисов «автогражданки» в январе–феврале. Его выводы шокировали финансистов: впервые за три последних года было зафиксировано снижение объемов собранных премий по данному виду на 14% (до 239,73 млн грн.), на эти же 14% уменьшилось и количество проданных полисов (до 1,308 млн). В то же время выплаты по ОСАГО увеличились сразу на 43%, достигнув 77,43 млн грн. «Сокращение премий в начале года связано с нестабильной экономической ситуацией в стране. Для части населения покупка страховых услуг не была приоритетной», — прокомментировала «ДС» статистику начальник отдела обязательных видов страхования СК «ПРОВИДНА» Леся Линчевская. Еще одна причина снижения сборов — уменьшение объемов автокредитования, и как следствие покупок новых авто. «Немаловажный фактор — ухудшение сервиса в некоторых СК, которое привело к росту недоверия к страхованию в целом», — сказал «ДС» заместитель председателя правления АСК «ИНГО Украина» Александр Миколенко. Страховщики признают, что в последнее время сильно затягивают выплаты возмещений и занижают размеры убытков. «За первый квартал 2009 года в дирекцию МТСБУ от потерпевших поступило 234 жалобы на 50 страховщиков. Чаще всего претензии касались задержки выплат», — сообщил «ДС» президент Моторного бюро Владимир Романишин.

 

Занижение выплат сегодня оправдывают стремительным увеличением убыточности страховщиков: его объясняют ростом цен на запчасти (вызванным девальвацией гривни) и подорожанием услуг СТО. «Если по итогам 2007 года средний ущерб по ОСАГО в нашей компании составлял около 5 тыс. грн., то в 2008 году — 7 тыс. грн., а в первом квартале этого года — 9 тыс. грн.», — рассказал «ДС» начальник отдела страхования гражданской ответственности СК «Украинская страховая группа» Валерий Захаров. Базовый же платеж по автоответственности, зафиксированный в национальной валюте, остался на прежнем уровне — 291,5 грн. Более того, многие страховщики продолжают рассчитывать стоимость полисов по минимальным коэффициентам, и в результате им просто не хватает собранного на выплаты. «Большинство СК даже не стремятся повышать их. Учитывая высокую конкуренцию, они опасаются потерять постоянных клиентов», — отметил в разговоре с «ДС» главный специалист управления координации страхования транспортных рисков СК «Дженерали Гарант» Алексей Кудрявцев.

Страховщики не устают повторять о необходимости корректировки базового платежа. По оценкам экспертов, для транспортных средств, зарегистрированных в крупных городах, он должен быть на 30% выше нынешнего. Однако процедура утверждения нового тарифа может растянуться не на один месяц. «В том числе это необходимость проведения актуарных расчетов в части адекватности базового страхового платежа и корректирующих коэффициентов, а также внесения изменений в действующее законодательство. Этим сейчас занимаются рабочие группы, созданные при МТСБУ», — рассказала «ДС» г-жа Линчевская. Многие СК, не дожидаясь законодательных новаций, пересматривают ценовую политику, повышая корректирующие коэффициенты в пределах, предусмотренных действующим законодательством. «Наша компания подняла стоимость полисов ОСАГО только для Киева за счет применения больших величин корректирующих коэффициентов, предусмотренных законом. Например, если раньше для страхователя-физлица с водительским стажем пять лет, владеющего легковым автомобилем с объемом двигателя 1,6–2 тыс. куб. см, полис стоил 452,10 грн. (при условии, что к вождению допущено два человека), то теперь платеж будет составлять 542,52 грн. В целом в зависимости от стажа водителя подорожание для столичных авто может достигать 17–20%», — сказал «ДС» г-н Захаров. «Мы пока не прибегали к массовому введению повышающих коэффициентов. Но уже применяем их для некоторых водителей, которые неоднократно были виновниками ДТП», — дополнил его г-н Миколенко.

По прогнозам экспертов, в ближайшие месяцы рынок «автогражданки» продолжит сужаться. «Думаю, что по результатам работы в первом квартале сборы по «автогражданке» уменьшатся на 15–20%, а до конца года — на 20–30%», — спрогнозировал для «ДС» заместитель председателя правления группы компаний AXA в Украине Андрей Перетяжко. А вот объемы выплат по ОСАГО по-прежнему будут увеличиваться. «Определенная часть выплат откладывается из-за длительного документального подтверждения страховых случаев, затянутой процедуры оценки убытка, урегулирования через суд возможных несогласованностей между потерпевшим, виновником ДТП и страховщиком, а также по причине замораживания депозитов СК в банках. Несбалансированность между текущими и отсроченными выплатами с одной стороны и недостаточный рост страховых премий — с другой могут стать причиной финансовых затруднений, с которыми компании могут не справиться», — отметил г-н Романишин. И нынешние проблемы в ближайшее время могут привести к разорению СК. «Уже есть первые компании, которые де-факто являются банкротами. Уверен, что до конца года членам МТСБУ придется принимать серьезные решения по защите потерпевших и выплачивать по обязательствам проблемных СК», — заявил «ДС» г-н Перетяжко. Хотя официальная статистика по проблемным компаниям отсутствует, страховщики признают, что на грани краха до конца года может оказаться около десятка СК.

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢