Свернув с грузинского пути: какой закон об оккупированных территориях окажется в Раде в понедельник

Точка зору

В пользу такого документа публично высказываются Минюст, МИД и лидеры парламентского большинства. Межфракционная рабочая группа уже выдала "на-гора" компромиссный законопроект, пообещав вновь доработать его к понедельнику. Так что на следующей пленарной неделе закон об оккупации Крыма, скорее всего, станет реальностью.

Похоже, что это документ позже еще придется изменять. И до принятия, и после, — когда власть осознает некоторые проблемы, создаваемые законом.

Но главную угрозу, похоже, удалось предотвратить. В средине марта была опасность, что закон сведется к банальной мести России и крымчанам. Тогда депутаты Сергей Соболев и Олег Ляшко зарегистрировали в ВР два проекта, оказавшихся почти дословным переводом грузинского закона "об оккупированных территориях".

При этом Соболев хотя бы переводил актуальный закон, немного подправив его под украинскую специфику, а Ляшко умудрился найти в интернете старую версию от 2008 года, которую сами грузины позже признали слишком жесткой и нечеткой в формулировках, в связи с чем дважды вносили в нее изменения.

Возможно, на волне ура-патриотизма жесткие санкции в отношении Крыма и крымчан выглядят логично, но в долгой перспективе такая игра лишь навредит Украине. Ведь если мы хотим когда-либо вернуть Крым в состав Украины не только де-юре, но и де-факто, Рада обязана искать баланс. Помимо запретов и мер воздействия, связанных с оккупацией Крыма, должны быть созданы условия для интеграции крымчан с материковой Украиной.

А для этого надо изучить ошибки других стран, пострадавших от пророссийского сепаратизма — прежде всего, Грузии и Молдовы.

И уж точно нельзя вслепую копировать опыт Грузии, где у истоков проблемы лежит этнический конфликт, где война с Россией была настоящей, где пропасть между основной частью страны и населением оккупированных территорий несравненно глубже, чем между Крымом и материковой Украиной.

Для чего нужен закон об оккупации?

Стоит отметить, что такой закон есть далеко не во всех странах, столкнувшихся с внешней агрессией и сепаратизмом. По сути, грузинский закон об оккупации является уникальным в своем роде, он разрабатывался с нуля, а не на базе практики какого-либо другого государства.

В Молдавии, которая еще в начале 90-х потеряла контроль над Приднестровьем, такого закона нет. Лишь в 2005 году Кишинев принял базовый закон "Об особом правовом статусе населенных пунктов левобережья Днестра", но он ни коим образом не похож на грузинский — в нем не идет речь о санкциях в адрес граждан или бизнеса. Такого закона нет даже в Азербайджане (в отношении Нагорного Карабаха, оккупированного Арменией). Власти Баку в прошлом году активно обговаривали возможность принятия аналога грузинского закона, но инициатива сошла на нет.

Тем не менее, в Украине такой закон просто необходимо принять. Причем — не затягивая. Причин тут несколько.

В отличие от Азербайджана, где после войны за Нагорный Карабах граница с оккупированными территориями наглухо закрыта, дороги между Крымом и материковой Украиной действуют и будут действовать.

В то же время для Украины крайне важно контролировать пассажиро- и грузопоток. Ведь на Перекопе и Чонгаре де-факто проходит наша граница с экономическим пространством России. А значит, там — и от этого никуда не денешься — нужно проводить паспортный и таможенный контроль.

Но при этом де-юре Крым остается украинским. А между двумя субъектами украинского государства (АР Крым и Херсонской/Запорожской областями) пограничную инфраструктуру строить нельзя. Без закона, определяющего особый статус Крыма из этой коллизии не выйти.

Еще один мотив в пользу закона об оккупированных территориях — вопросы собственности и ведения экономической деятельности. Здесь целый список аргументов. Речь идет как о поставках в Крым ресурсов (воды, электроэнергии, газа), так и о вопросах, связанных с реестрами собственности.

Очевидно, в ближайшее время начнется массовое изменение прав собственности на объекты недвижимости в Крыму. Да что там — оно уже началось и будет лишь нарастать. И хотя Украина гарантированно не признает все изменения, юридически зафиксировать этот факт нужно уже сейчас, не откладывая.

Потом будет сложнее.

Если не урегулировать этот вопрос сегодня, в будущем ретроспективный пересмотр сделок с недвижимостью будет не просто сложен, но и юридически сомнителен, ведь закон не имеет обратной силы.

К слову, Грузия уже столкнулась с последствиями такой недоработки — попытка Тбилиси отменить все сделки с недвижимостью за прошлые годы, совершенные на оккупированных территориях, вызвала возмущение Венецианской комиссии.

Ну и, наконец, закон об оккупированных территориях должен дать хоть какие-то социальные и культурные гарантии тем крымчанам, которые продолжают считать себя украинцами.

Какие ошибки нас ждут?

Надо отметить, что законопроект, подготовленный ко второму чтению, довольно неплох. Власть исправила свою ошибку и отказалась от слепого копирования грузинского документа, существенно переработав и расширив его.

Из грузинского закона в украинский перекочевали большинство экономических норм. Любая экономическая деятельность в Крыму, требующая лицензирования и проводимая без него, признается незаконной. Сделки с недвижимостью, по мнению Киева, признаются недействительными.

Но обойтись без проблем авторам проекта не удалось. В том числе — в вопросах пограничного контроля.

"По сути, мы вводим блокаду Крыма", — пояснил один из собеседников Delo.UA, знакомый с процессом подготовки закона.

Документ подтверждает — на границе Крыма с материком будет создана настоящая госграница с гораздо более жестким режимом пропуска. Въезд в Крым будет ограничен.

Граждане Украины смогут попасть туда только в случае, если в их паспорте будет крымская прописка. Остальные украинцы, а также иностранцы смогут проехать через Чонгар и Перекопск только при наличии некоего спецразрешения. Порядок получения этой бумаги в законе не описан.

Одним из побочных эффектов от действия таких норм закона окажется информационная блокада Крыма. Ведь украинцы, посещающие родственников и знакомых полуострове — это мощное средство массовой информации!

Нельзя разрывать нити взаимоотношений между материковыми и крымскими украинцами. Это — логика информационной войны, о ведении которой Киев забывает. Ведь очевидно: чем больше у крымчан будет контактов на "большой земле", тем больше у них будет источников информации, альтернативной Дмитрию Киселеву.

"Заперев" крымчан на полуострове без контактов с внешним миром, Верховная Рада оборвет эту нить.

Въезд с территории Крыма в Украину для иностранцев и вовсе будет закрыт — кроме тех, кто въехал на территорию полуострова со спецразрешеним. Всех остальных будут возвращать обратно в Крым со штампом в паспорте о запрете на въезд в Украину на срок в несколько лет. Так что крымчанам, отказавшимся от украинского паспорта, въезд на "большую землю" будет заказан.

Вот только "за компанию" власть забыла о крымских подростках, которые уже не смогут получить украинский паспорт по достижению совершеннолетия. В Крыму его выдавать негде. А на материк без документа, подтверждающего гражданство, не пустят.

К слову, хотя в законе об оккупированных территориях об этом не говорится, источники Delo.UA в МИД утверждают, что в среднесрочной перспективе Украина и Россия неизбежно перейдут к режиму пересечения границы по загранпаспортам.

После этого в патовой ситуации окажутся также взрослые — те, у кого закончился срок действия загранпаспорта и те, кто не получал его либо потерял документ.

О том, как поддерживать украинцев в Крыму, власть пока не очень задумывается. Руководитель первого территориального департамента МИДа (курирует взаимоотношения с РФ) Николай Дорошенко заверил Delo.UA, что Киев даже не прорабатывает возможность открытия консульства где-то поближе к Керченской переправе. Таким образом, ближайшим местом, где крымский украинец сможет возобновить документы, остается генконсульство в Ростове, куда ехать почти сутки. Ну или посольство в Москве, куда можно долететь быстро, но дорого.

Будем говорить честно: это вряд ли увеличит желание крымских украинцев держаться за украинский паспорт.

Сергей Сидоренко

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢