Секрет новых платежек, или Коммунальное мошенничество в особо крупных размерах

Точка зору

Жители столицы «стоят на ушах», пытаясь разобраться с новыми квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Форма квитанций за последние месяцы меняется уже третий раз, становясь все более запутанной. Но подавляющее большинство граждан едва ли понимает, что «многосложные» квитанции являются всего лишь следствием, и вообще, квитанции – это мелочи…

Главная причина и проблема состоит в том, что в апреле 2014 года под шумок революции и аннексии Крыма в парламенте был протянут закон, который позволяет монополистам-производителям коммунальных услуг навязывать жильцам кабальные условия, чем грубо нарушаются права и интересы граждан. Теперь же, когда жильцы оплачивают указанные квитанции, по сути, они соглашаются с этими условиями, фактически подписывая договора, которых они в глаза не видали.

Таким образом, налицо масштабная схема навязывания монополистами некомпетентным гражданам своих условий через закон, отдельные нормы которого противоречат другим нормативным актам.

Закон № 1198-VII от 10.04.2014 года явился в мир под невыразительным названием «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители». Именно этим документом, в числе других, были внесены изменения в закон «О жилищно-коммунальных услугах», которые существенно изменили правоотношения в сфере ЖКУ, отграничив права граждан.

Эксперт в жилищно-коммунальной сфере, бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко, хорошо знакомый со способами «решения вопросов» в подобных случаях, утверждает, что законопроект в парламенте буквально «проталкивали» и ставили на голосование несколько раз, а делалось это в интересах, прежде всего, структур олигарха Ахметова, контролирующих, в частности, столичную энергомонополию «Киевэнерго».

Как навязывают «монопольку»

Прежде всего, внесенные в закон о ЖКУ изменения окончательно «отсекли» органы местного самоуправления от влияния на естественных монополистов. С этой целью в пункт 4 статьи 7 закона были внесены правки, которые исключают определение местным самоуправлением исполнителей услуг по централизованному отоплению, горячему, холодному водоснабжению и водоотводу.

С одном стороны, это вроде бы правильно, поскольку осуществляется в рамках перехода на прямые договора между потребителями этих услуг и их производителями, являющимися одновременно и поставщиками. Напомним, что ранее договора на указанные услуги жильцы заключали с посредническими предприятиями-исполнителями разной формы собственности, которые, в свою очередь, заключали договоры с поставщиками, например, в Киеве с «Киевэнерго», «Киевводоканалом», «Киевгазом».

Но возникает важный вопрос. В старой редакции закона предполагалось, что исполнители отбираются органами местного самоуправления на конкурсной основе, то есть предусматривалась конкуренция по цене и качеству, по крайней мере, теоретически. Кроме того, эти предприятия часто являлись коммунальными, например, в Киеве, что давало гражданам-членам территориальной общины дополнительные возможности влиять на их деятельность через органы местного самоуправления и депутатов местных советов. С внесением указанных поправок граждане остаются один на один с практически бесконтрольными коммунальными монополистами.

Правда, имеется «фиговый листок» в виде пункта 9 той же 7-й статьи, согласно которому к полномочиям местного самоуправления отнесено право заключать договора с предприятиями разных форм собственности на производство и/или оказание жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, местная община через органы самоуправления выдвигает к производителям свои требования в рамках действующего законодательства. Но право – это не обязанность, и заставить коммунального монополиста заключить такой договор никто не может. Яркий пример – столичное «Киевэнерго», которое длительное время уклоняется от заключения договора, учитывающего интересы территориальной громады. Несколько лучше ситуация в тех населенных пунктах, где производители коммунальных услуг находятся в коммунальной собственности, а потому хотя бы формально должны подчиняться местному самоуправлению, хотя и там они часто работают на чьи-либо приватные интересы. Но в Киеве, где «Киевэнерго» очутилось в руках структур олигарха Ахметова, территориальная громада лишена реальной возможности хоть как-то влиять на деятельность энергомонополиста.

С монополиями должно бороться государство, но поскольку в Украине оно, наоборот, обслуживает интересы олигархии, то и законодательство подгоняется в угоду монополистам. Так, в пункты 4 и 5 статьи 19 закона о ЖКУ внесены изменения, которыми устанавливается, что исполнителями услуг по отоплению, горячему, холодному водоснабжению и водоотводу являются субъекты хозяйствования, осуществляющие указанные виды деятельности. В переводе с канцелярита это значит, что их монопольное положение закрепляется навсегда, и никаких конкурсов и рыночных отношений не будет.

Классика массового «развода»

Но настоящей классикой обмана миллионов граждан стал пункт 7 статьи 26 новой редакции закона о ЖКУ, который процитируем на языке оригинала: «Договір на надання послуг з централізованого опалення, послуг з централізованого постачання холодної води, послуг з централізованого постачання гарячої води, послуг з водовідведення (з використанням внутрішньобудинкових систем), що укладається виконавцем із споживачем – фізичною особою, яка не є суб’єктом господарювання, є договором приєднання».

Можно с почти полной уверенностью сказать, что ради именно этого предложения затевалось последнее, апрельское, внесение поправок в закон о ЖКУ. Более того, именно здесь лежит главная причина нынешней массовой истерии с квитанциями в столице. Согласно новой редакции закона, каждый владелец лицевого счета, грубо говоря, каждая квартира должна заключить с монополистами-производителями услуг прямой договор. Но договор этот является договором присоединения, что значит следующее.

В любых средствах массовой коммуникации, допустим, на своем корпоративном сайте, монополист публикует текст договора. Как только потребитель оплатил хотя бы одну квитанцию за услуги с перечислением денежных средств именно на счет монополиста, согласно действующему законодательству считается, что гражданин согласился с условиями договора и, по сути, подписал его. Излишним будет говорить о том, что подавляющее большинство жильцов того договора не видели в глаза, не подозревают о его существовании, и о том, что, оплачивая квитанции, его подписывают.

Само понятие «договора присоединения» является достаточно мутным и, в значительной мере, противоречащим гражданскому законодательству, согласно которому договор – это двусторонний документ, в котором эти стороны являются равноправными субъектами правоотношений, соответственно, в равной степени имеют право формулировать отдельные положения и весь договор в целом.

К тому же, по закону, подписание договора должно производиться по определенной процедуре. Исполнитель услуг высылает потребителю проект договора заказным письмом. У потребителя есть месяц на рассмотрение договора, на принятие решения о подписании или не подписании, о внесении поправок в текст. Ничего этого в нашем случае нет. Жильцов обманывают путем мошеннического втягивания в договор присоединения через оплату квитанций, либо, в лучшем случае, принуждают подписать договор в каком-нибудь «контакт-центре», что называется, бегом на колене, не читая, без права вносить изменения и правки, по принципу «підпишіть ось тут і тут».

Еще один нюанс. В старой редакции закона о ЖКУ содержалась норма о том, что исполнители и/или производители разрабатывают договора на оказание услуг на основе типовых договоров, утверждаемых центральным органом исполнительной власти. В данном случае, речь идет о постановлении Кабмина от 21 июля 2005 года № 630 в редакции постановления от 3 сентября 2009 года № 933, в котором содержался Типовой договор об оказании услуг по централизованному отоплению, холодному, горячему водоснабжению и водоотводу.

В пункте 7 статьи 28 нынешней редакции закона также говорится о типовом договоре, но само понятие «договора присоединения» исключает равноправность сторон. Кроме того, не вдаваясь в подробности сравнения текстов указанного типового договора и договора присоединения предлагаемого, например, жителям столицы, отметим, что его текст в значительной мере не соответствует типовым требованиям именно в части нарушения прав и законных интересов граждан в интересах монополии.

Еще одна любопытная деталь. При подписании договоров на оказание услуг, например, в «Киевэнерго», требуют приложить копию документа, устанавливающего право собственности на жилье. Мотивируется это тем, что поставщик услуг якобы должен убедиться в том, что заключает договор с собственником. Возникает вопрос: на каком основании?! По сути, это незаконный сбор информации о гражданах частной фирмой. Причем ключевым здесь является слово «частный». Владелец жилья вообще не обязан ничего доказывать «частной лавочке», каковой сегодня является «Киевэнерго»! С какой целью может быть использована собираемая база данных о владельцах частных квартир в столице, можно только догадываться.

Протащив при помощи своего лобби в парламенте, мягко говоря, сомнительные нормы, олигархические монополии провернули масштабную аферу: пользуясь неграмотностью подавляющего большинства граждан их втянули в неравноправные правоотношения. Государство при этом не просто самоустранилось, но и активно обслуживает интересы монополий.

Чтобы предотвратить дальнейшие негативные сценарии, государство должно отменить внесенные поправки, остановить беспредел монополий и заняться тщательным изучением ситуации. Региональные и местные естественные коммунальные монополии должны быть поставлены под жесткий контроль местных общин.

Александр Карпец

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢