Кодекс камикадзе: что подразумевает бюджетная реформа Арсения Яценюка

Точка зору

Правительство подготовило проект изменений в Бюджетный кодекс. В следующий вторник, 23 декабря, он должен быть внесен на рассмотрение парламента. Этот документ призван дать ответы на вопросы: как будет проходить анонсированная  децентрализация власти и каким финансовым ресурсом будут в рамках нее располагать регионы.

Проект бюджетной реформы, имеющийся в распоряжении Forbes, вынуждает сделать неутешительный вывод – реальных перемен в перечне основных бенефициаров и выгодополучателей бюджета ожидать не приходится. Состояние же местных бюджетов может, наоборот, ухудшиться. 

Проект новой редакции Бюджетного кодекса содержит множество точечных изменений с минимальным экономическим эффектом. Например, из понятийного аппарата кодекса исключена дотация выравнивания, с помощью которой Кабмин ранее покрывал дефициты местных бюджетов. Вместо нее введены базовые и реверсные дотации, которые, по сути, будут выполнять те же функции.

Перераспределение финансовых потоков в пользу местных бюджетов в проекте предусмотрено в намного меньшем объеме, чем было обещано. Городские и областные бюджеты получат по 10% налога на прибыль предприятий. Значительное увеличение местной квоты запланировано по статье «экологический налог». Но взамен Кабмин собирается изымать четверть средств, полученных от налога на доходы физических лиц. Благодаря этому по сравнению с 2014 годом поступления от НДФЛ в 2015-м планируется увеличить с 14 до 44 млрд гривен. В качестве компенсации местным бюджетам предлагается оставлять у себя обширный перечень более мелких налогов и плат за предоставление лицензий.

Больше всех очередной раз «повезло» Киеву – столица, будучи рекордсменом по уровню изъятий при действующем Бюджетном кодексе, сохраняет этот статус и после реформы – 75% против 60% по стране.   

Согласно оценке Руслана Крамаренко, бывшего замглавы КГГА по экономике и финансам, если сейчас Киев отчисляет 8,5-9 млрд гривен в год, то после реформы сумма изъятий по НДФЛ достигнет 12,5-13 млрд гривен. Как отметил экс-чиновник в комментарии СМИ, с учетом того, что на 2015 год приходится пик платежей Киева по займам (более 8,5 млрд гривен), даже текущая ставка в 50% является для бюджета города неподъемной. 

«Я очень надеюсь, что документ не будет принят в таком виде. Серьезных компенсаторов отбирания части налогов у местных властей нет», – комментирует экономист Борис Кушнирук. Так, при поступлениях от налога на прибыль предприятий в размере 54,3 млрд гривен в 2013 году в ближайшем будущем местные бюджеты смогут рассчитывать лишь на 4-5 млрд данных сборов.

По мнению эксперта, выгода от этих изменений нивелируется трудностями, которые появятся с администрированием 10% поступлений. «У меня нет ни одного аргумента, почему налоги распределяются именно таким образом. Если целью изменений было наполнить государственный бюджет, то такая логика абсолютно неприемлема с точки зрения экономической политики», – сетует Кушнирук.

Проект нового Бюджетного кодекса не затрагивает процедуру сбора и администрирования НДС и налога на прибыль предприятий. По мнению Александра Жолудя, аналитика Международного центра перспективных исследований, практику централизованного сбора этих налогов с последующим их распределением в регионы независимо от объемов изначальных отчислений необходимо изменить. «Одна из идей децентрализации – заинтересовать местные власти в том, чтобы на их территории корректно отчитывались по налогу на прибыль и НДС. На местном уровне следить за этом легче, чем в Киеве», – поясняет он.

Сфера изменений В действующем законодательстве В новой редакции Бюджетного кодекса
Форма финансовой помощи местным бюджетам Действует дотация выравнивания – межбюджетный трансферт на выравнивание доходной способности бюджета-рецепиента.

Дотация выравнивания упразднена.

Внедрены:
базовая дотация – межбюджетный траснферт на повышение фискальной способности бюджет-рецепиента;
реверсная дотация – передача средств из местных бюджетов в государственный. для выравнивания налоговой способности территорий,
единый казначейский счет – счет Минфина в НБУ для расчетов с местными бюджетами.

Распределение налога на доходы физических лиц 75% налоговых поступлений – в местные бюджеты, 25% – в областные бюджеты. (Из бюджета Киева в пользу государственного бюджета изымается 50% поступлений, Севастополь сохраняет их в полном объеме.) 60% налоговых поступлений – в бюджеты городов областного значения, 15% – в местные бюджеты, 25% – в государственный бюджет. (Из бюджета Киева в пользу государственного бюджета изымается 75% поступлений.)
Распределение экологического налога 35% налоговых поступлений – в местные бюджеты, 65% – в государственный. 25% налоговых поступлений – в местные бюджеты, 55% – в областные, 20% – в государственный.
Распределение налога на прибыль предприятий Основную часть налоговых поступлений получает государственный бюджет (за исключением налога на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной формы собственности, который перечисляется в местные бюджеты). 90% – в государственный бюджет, 10% – в городские и областные бюджеты. Поступления от налога на прибыль предприятий коммунальной формы собственности перечисляются в полном объеме в местные бюджеты.
Другие поступления в местные бюджеты

Государственная пошлина, перечисляемая в местные бюджеты.

50% сборов за специальное использование лесных ресурсов, воды, недрами полезных ископаемых (кроме нефтяных, газовых и газового конденсата), которые перечислялись в городские бюджеты Киева и Севастополя.

Государственная пошлина, перечисляемая в местные бюджеты.

50% рентной платы за специальное использование лесных ресурсов, воды, 25% рентной платы за пользование недрами (кроме нефтяных, газовых и газового конденсата), которые перечислялись в городские бюджеты Киева и Севастополя.

А также: акцизный налог на реализацию через розничные сети пива, алкогольных и табачных изделий, нефтепродуктов, которые перечисляются в местные бюджеты; налог на недвижимое имущество; плата за лицензии на некоторые виды хозяйственной деятельности и административные штрафы, выдаваемые местными органами исполнительной власти и другие поступления.

Расходы местных бюджетов Присутствуют расходы на внешкольное образование, возмещение разницы между тарифами на услуги ЖКХ, утвержденной местным органом исполнительной власти (отменены в новой редакции Бюджетного кодекса). Включены расходы на муниципальные формирования по охране общественного порядка, органы местного самоуправления.
Получатели государственных гарантий Все резиденты Украины. Резиденты Украины, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.
Предельный объем предоставления государственных гарантий Определяется законом «О государственном бюджете» для каждого бюджетного периода отдельно. Установлен на уровне до 5% от объема доходов общего фонда государственного бюджета.

Данные: проект изменений в Бюджетный кодекс 

Богдан Хлимоненко, Анна Ковальчук

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢