Таможня разгрузила сама себя

Точка зору

Гостаможня намерена упростить таможенное оформление грузов, сократив количество досмотров с 80% до 30%. Чтобы субъект внешнеэкономической деятельности был включен в белый список Гостаможни, он не должен допускать налоговых долгов и нарушений. Участники рынка поддерживают либеральные правила, но не исключают проведения документального контроля.

Глава Гостаможни Анатолий Макаренко вчера сообщил о подготовке приказов по введению зеленого коридора – максимально упрощенного режима таможенного контроля и оформления грузов добросовестных экспортеров и импортеров-резидентов. По его словам, таможенники будут проводить досмотр грузов, проходящих по зеленому коридору, только в исключительных случаях – при наличии нарушения таможенных правил. Сейчас служба досматривает 80% грузов, в то время как в ЕС – 5-8%. Уже до конца года на внутренней таможне (оформляет грузы в таможенный режим) должны проверять всего 30% грузов, пообещал господин Макаренко. "На внутренней таможне проблем сегодня нет, но, к сожалению, зоной риска остаются порты и пропускные пункты на границе – там мы будем вести жесткую политику",– добавил чиновник.

Для реализации этой схемы Гостаможня утвердит порядок и критерии оценки предприятий, в отношении товаров и транспорта которых будет установлена упрощенная процедура контроля и оформления. Заместитель директора департамента организации таможенного контроля Гостаможни Леонид Муромцев рассказал Ъ, что будут изучаться объемы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и количество оформленных грузо-таможенных деклараций субъектов ВЭД. Руководство компаний не должно в течение двух лет привлекаться к уголовной ответственности за нарушение таможенных правил, одного года – к административной ответственности, иметь "непогашенные согласованные налоговые обязательства". Компания должна работать по общей системе налогообложения и предпочтительно являться экспортером произведенной продукции. По уровню соответствия критериям компаниям будут насчитываться баллы, и они смогут попасть в отдельный реестр: белый (не менее 23 баллов) и зеленый списки (не менее 18 баллов). Компании с меньшими баллами останутся на действующей системе таможенного оформления.

По словам господина Муромцева, на предприятия белого списка не будет распространяться ряд таможенных правил. В частности, их грузы не будут досматриваться в пунктах пропуска, лицензионные склады можно будет открывать без таможенника и опечатывать без таможенной пломбы. Для компаний, попавших в зеленый список, предусмотрены те же условия, но в пропускных пунктах будет выборочный досмотр их товара. Похожие критерии применялись Гостаможней в 2004-2007 годах, но тогда упрощенной процедурой пользовались 25 предприятий. Сейчас только на учете Киевской региональной таможни находится 17 тыс. субъектов ВЭД. Источник Ъ в Минфине сказал, что они не против новых правил и "концепцию уже согласовали".

Участники рынка поддерживают возобновление упрощенной процедуры. "Это шаг вперед. Раньше была такая система, но критерии были размыты и оставались на усмотрении чиновников",– сказал таможенный брокер Борис Магарычев. Исполнительный директор Всеукраинской ассоциации торговцев транспортными средствами Александр Абаринов не исключает, что предприятия белого списка, пользуясь менее пристальным вниманием, попытаются занижать таможенную стоимость или менять номенклатуру товара, выдавая эти нарушения за ошибки. Но таможенники смогут применять к таким компаниям процедуру документального досмотра после оформления груза, предупреждает господин Магарычев. "Де-факто не будут проверять, но в случае появления подозрений таможенники смогут сделать запрос в страну происхождения груза и поинтересоваться его стоимостью на их таможне",– сказал он.

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢