Как НКРЭКУ заморозил деньги облгазов и потребителей

Точка зору

Стартовавшая реформа газового рынка уже приносит первые «неожиданности» его участникам. На днях все участники рынка – НАК «Нафтогаз Украины», «Укртрансгаз», распределительные и поставляющие компании (бывшие облгазы, разделенные согласно закону о рынке природного газа на транспортную и сбытовую составляющие), в буквальном смысле попали под каток регулятора – НКРЭКУ. Комиссия изменила алгоритм распределения средств, которые поступают от потребителей на текущие счета со спецрежимом использования поставщиков газа. В итоге на конец июля на счетах в Ощадбанке в прямом смысле зависло более миллиарда гривен, под угрозой оказалась стабильность расчетов поставщиков с собственником ресурса – НАК «Нафтогаз Украины».

Закон о рынке природного газа предполагал разделение облгазов по видам деятельности с 1 июля текущего года. Облгазы выполнили требования закона и разделились – на распределительные и поставляющие компании.

Однако самое интересное началось потом. Действовавший до 1 июля алгоритм распределения выручки от продажи газа предполагал пропорциональное распределение средств, поступающих на спецсчета облгазов, между участниками рынка: около 80% поступало в адрес «Нафтогаза» в качестве оплаты за сам газ, 8–10% – «Укртрансгазу» и облгазам за транспортировку топлива, 2–3% – за услуги по поставке тем же облгазам.

Деньги от потребителей, которые поступают на спецсчета в Ощадбанк, там просто аккумулируются. С учетом объема потребления газа населением на уровне 300 млн куб. м в месяц, с 1 июля на спецсчетах по всей стране уже зависли более 1 млрд гривен, которыми не могут воспользоваться ни «Нафтогаз», ни «Укртрансгаз», ни распределительные компании

Однако с 1 июля, после разделения облгазов на две разные компании, новосозданные поставщики газа открыли  в Ощадбанке уже свои спецсчета (а облгазы, соответственно, спецсчета аннулировали), на которые поступают деньги от потребителей газа. Чтобы распределять эти деньги между участниками рынка, НКРЭКУ ввел в действие новый алгоритм.

Однако он предусматривает изъятие части средств, принадлежащих газораспределительным предприятиям за услуги по распределению газа (в объеме расходов на производственно-технологические расходы, нормируемые расходы и собственные нужды, которые включаются в тариф на распределение, или технологический газ), со счета со спецрежимом использования гарантированного поставщика на текущий счет НАК «Нафтогаз Украины». То есть НКРЭКУ, в нарушение Хозяйственного кодекса, решил, что расчеты за технологический газ будут осуществляться при отсутствии договорных отношений между гарантированным поставщиком и «Нафтогазом».

В новом алгоритме по большинству областей вообще не оказалось процентов распределения выручки со спецсчетов. То есть деньги от потребителей, которые поступают на спецсчета в Ощадбанк, там просто аккумулируются. С учетом объема потребления газа населением на уровне 300 млн куб. м в месяц, с 1 июля на спецсчетах по всей стране уже зависли более 1 млрд гривен, которыми не могут воспользоваться ни «Нафтогаз», ни «Укртрансгаз», ни распределительные компании.

Несмотря на то что инициаторы изменения алгоритма преследовали цель уменьшить задолженность распределительных компаний перед «Нафтогазом», последний предупреждал НКРЭКУ о том, что данный алгоритм не сработает из-за невозможности использовать полученные деньги от других участников рынка без наличия договорных отношений. Это противоречит ст. 11 Гражданского кодекса Украины.

В сухом остатке, изменение алгоритма распределения средств лишает распределительные предприятия возможности получения денежных средств за транспорт газа и права на формирование и распоряжение прибылью. А зависшая выручка от проданного газа, вместо ожидаемого чиновниками НКРЭКУ повышения уровня расчетов, лишь усугубит ситуацию с долгами за газ перед «Нафтогазом», которые перевалили за 22 млрд гривен.

Дмитрий Марунич
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий

Новини

7 Травня 2024

Єврокомісія дозволила Nippon Steel придбати US Steel за $14,9 млрд

Відновлення енергосистеми потребує міжнародної допомоги та перегляду тарифу на світло влітку

У квітні попит на вантажівки в Україні зріс на 13% відносно минулого року

Україна має працювати над посиленням європейських санкцій та скасуванням пом’якшень – експерт

У Раді оцінюють збитки енергетичної інфраструктури від атак у $12,5 млрд

Уряд продовжив строк бронювання від мобілізації ще на місяць

ЄС готовий до жорстких торговельних заходів проти Китаю

Уряд підтримав законопроєкт про ратифікацію угоди про вільну торгівлю з Туреччиною

Котирування Platts не мають застосовуватися при розгляді трансфертного ціноутворення – юрист

Вантажне судно з України перекрило рух через Босфор

Британія виділила Україні 20 млн дол на інноваційні проекти в енергетиці

Гарантований покупець виплатив ще 4,3 млрд за зеленим тарифом

НБУ посилить контроль за поверненням експортерами валютного виторгу в Україну

Експорт бензину залізничним транспортом рф скоротила на третину

S&P підвищило довгострокові рейтинги Туреччини

EUROFER прогнозує падіння виробництва труб у ЄС у 2024 році

ВСІ НОВИНИ ⇢