Какие мины заложены в новых Правилах дорожного движения

Точка зору

Парламент поддержал законопроект Кабинета Министров, которым вносятся изменения в действующие правила дорожного движения. Документ пока не подписан президентом. В случае, если это будет сделано, для автомобилистов многое поменяется, хотя далеко не все новшества можно оценить со знаком "плюс".

О "минах", заложенных правительством в законопроект, я предупреждала заранее. Что-то удалось исправить, но большинство поправок, к сожалению, были отклонены. Во многом – из-за нежелания Кабмина улучшать документ.

Из позитивного:

– удалось убрать статью, которая позволяла задерживать нарушителей на срок до 24 часов. В новых правилах, как и сейчас, максимальный срок ограничивается 3-мя часами;

– юридические лица не будут нести ответственность за нарушения правил дорожного движения, допущенные их наемными сотрудниками. В первом варианте законопроекта юрлицам предлагалось оплачивать штрафы, после чего – обращаться в суд для взыскания потраченных средств у своих сотрудников! Можно себе только представить, как бы это выглядело на практике, сколько новых дел появилось бы в судах. К счастью, эту норму изъяли;

– также частично сняли груз ответственности с собственников транспортных средств. В частности, они не будут платить штрафы за нарушения, допущенные третьими лицами, если в течение 14 дней после получения "письма счастья" сами нарушители признают свою вину. Например, вы – собственник авто, но в тот день, когда видеокамера зафиксировала нарушение, за рулем сидел ваш сосед, друг либо кто-то еще. Получив уведомление о наложении штрафа, у вас есть возможность избежать ответственности за то, что вы не делали. Но для этого нужна добрая воля нарушителя, который напишет заявление в ГАИ;

– кроме того, появилась возможность получать уведомления о штрафах на мобильный телефон или электронную почту. Для этого достаточно обратиться в ГАИ с заявлением, после чего они обязаны бесплатно внести в базу данных ваши контакты.

Из негативного:

– осталась презумпция вины. Если вы собственник автомобиля и видеокамеры зафиксировали, как этот автомобиль нарушил ПДД, неважно, кто был за рулем. Платить будете вы, пока не докажете в суде, что за рулем в тот день находился кто-то другой. Конечно же, для этого придется потратить время и силы, и необязательно ваши усилия увенчаются успехом. К сожалению, поправка, которая позволяла сделать это во внесудебном порядке, путем отправки уведомления с приложением к нему доказательств в виде договора аренды, лизинга, проката и т.д., не была поддержана;

– отдельного внимания заслуживает система начислений штрафных баллов. Напомню, согласно принятым изменениям, каждому автолюбителю ежегодно начисляется 150 баллов. За каждое нарушение снимаются баллы, после превышения лимита нужно платить. Осталось неясным, как эта система будет работать в отношении юридических лиц, владеющих автомобилями;

– в случае обвинений в превышении скорости, проезда на красный свет и т.д., не нужна будет доказательная база в виде пояснений нарушителя, свидетельств очевидцев, показателей технических приборов. Достаточно, чтобы это зафиксировала видеокамера;

– не удалось лишить ГАИ права взыскания штрафов на месте, хотя эта норма противоречит недавнему решению Конституционного суда и стимулирует коррупцию.

Таким образом, мы получили достаточно противоречивый документ. В нем много негативных моментов, но есть целый ряд позитивных норм. Это приведет к тому, что закон будет дорабатываться уже в процессе его выполнения, хотя этого можно было избежать, если бы Кабмин прислушался к мнению экспертов и ряда народных депутатов.

Оксана Продан
народний депутат, член Комітету з питань податкової та митної політики

Новини

7 Травня 2024

Єврокомісія дозволила Nippon Steel придбати US Steel за $14,9 млрд

Відновлення енергосистеми потребує міжнародної допомоги та перегляду тарифу на світло влітку

У квітні попит на вантажівки в Україні зріс на 13% відносно минулого року

Україна має працювати над посиленням європейських санкцій та скасуванням пом’якшень – експерт

У Раді оцінюють збитки енергетичної інфраструктури від атак у $12,5 млрд

Уряд продовжив строк бронювання від мобілізації ще на місяць

ЄС готовий до жорстких торговельних заходів проти Китаю

Уряд підтримав законопроєкт про ратифікацію угоди про вільну торгівлю з Туреччиною

Котирування Platts не мають застосовуватися при розгляді трансфертного ціноутворення – юрист

Вантажне судно з України перекрило рух через Босфор

Британія виділила Україні 20 млн дол на інноваційні проекти в енергетиці

Гарантований покупець виплатив ще 4,3 млрд за зеленим тарифом

НБУ посилить контроль за поверненням експортерами валютного виторгу в Україну

Експорт бензину залізничним транспортом рф скоротила на третину

S&P підвищило довгострокові рейтинги Туреччини

EUROFER прогнозує падіння виробництва труб у ЄС у 2024 році

ВСІ НОВИНИ ⇢