Ход Петром: как Газпром использует Порошенко в борьбе с Нафтогазом

Точка зору

Газовый конфликт Украины и России вышел на качественно новый уровень: Москва официально обвинила Киев в тарифной дискриминации.

Россияне утверждают, что украинские промышленники и облгазы пользуются газотранспортной системой страны по старым заниженным тарифам, а это – повод упрекнуть нас в создании дискриминационных условий для "Газпрома".

Выдвинутый "Газпромом" аргумент может стать поводом для сокрушительного поражения "Нафтогаза Украины" в Стокгольмском арбитраже.

Выбить эту карту из рук оппонента команде Петра Порошенко вполне по силам. Один из вариантов – решиться на очередное повышение внутренних цен на газ.

ВВП+ВТО

В последних числах апреля в штаб-квартире Всемирной торговой организации прошел обзор торговой политики Украины.

В бытовых глазах это нудное бюрократическое мероприятие было примечательно только тем, что прошло впервые с момента присоединения нашей страны к ВТО в 2008 году. Но тоску разогнала российская делегация.

В Женеве поклонники Путина подняли вопрос о том, что установленные Украиной новые тарифы для транзитеров газа ("Газпрома") дискриминационны в сравнении с тарифами для местных пользователей газотранспортной системы (промышленных предприятий и гор/облгазов).

Переписанные правила игры, о которых говорят россияне, были оформлены в последних числах прошлого года постановлением НКРЭКУ №3158.

Если переводить этот документ на человеческий язык, он означает, что с 1 января 2016 года предприятия, желающие воспользоваться мощностями украинской ГТС для импорта/экспорта/транзита газа, обязаны оплачивать соответствующие услуги по тарифной модели "вход-выход", а не по ценам старого контракта между "Нафтогазом" и "Газпромом".

ТАРИФИ на послуги транспортування природного газу
Назва точки входу/виходу Тариф для точки входу, USD за 1000 куб м Тариф для точки виходу, USD за 1000 куб м Норми забезпечення витрат газу
Ананьїв 16,74 1,73%
Берегдароц 12,47  –
Берегове 31,03 2,58%
Будінце 12,47  –
Валуйки 12,47
Германовичі 12,47  –
Гребеники (АТІ) 16,74 1,73%
Гребеники (ШДКРІ) 21,33 2,01%
Дроздовичі 25,73 1,91%
Кобрин 12,47
Мозир 12,47
Олексіївка 32,16 2,65%
Орлівка 23,12 2,11%
Писарівка 1400 12,47
Суджа 1200 12,47
Суджа 1400 12,47
Текове 28,99 2,46%
Ужгород 32,8 2,69%
Устилуг 12,47 25,73 1,91%

Даже на падающем тренде объемов прокачки голубого топлива через Украину, это решение позволяет оператору ГТС – "Укртрансгазу" – зарабатывать колоссальные деньги.

Так, если по старой системе оплаты он получал от "Газпрома" около 20 млрд грн в год, то по новой методике расчета уже по итогам 2016 года "Укртрансгаз" рассчитывает выручить порядка 150 млрд грн.

Формальная и реальная причины такого резкого скачка в оценке транзитных услуг были идеальны.

Роль первой играл подгон украинского законодательства под европейское, чей "Третий энергетический пакет" как раз предусматривает упомянутую тарифную систему "вход-выход".

Роль второй – присутствие на должности главы "Укртрансгаза" Игоря Прокопива, что гарантировало его куратору – тогдашнему премьеру Арсению Яценюку – грамотное распределение дополнительных доходов этого госпредприятия.

Но этого так и не произошло, так как "Газпром" отказывается платить по новой методике расчетов, рассчитывая на то, что добьется ее отмены в Стокгольмском арбитраже, где он судится с "Нафтогазом" уже два года.

Еще совсем недавно у Андрея Коболева не воспринимали позицию оппонентов всерьез, считая их шансы близкими к нулю. Но сейчас мировосприятие перевернулось.

С легкой руки российской делегации, ВТО сейчас уведомлено о том, что украинские промышленники и облгазы пользуются газотранспортной системой страны по старым (заниженным) тарифам.

Прямотрубники

Возможные последствия предъявленной претензии заставили "Нафтогаз" бить в набат.

Уже через 5 дней после упомянутого обзора на ВТО, 25 апреля, Коболев предложил национальному регулятору перевести украинских контрагентов "Укртрансгаза" на упомянутую тарифную систему "вход-выход", тем самым выровняв условия их работы с "Газпромом".

Но неделю назад стало понятно, что ответа в форме  блицкриг "Газпром" не получит.

16 мая НКРЭКУ заявило, что не может перевести промышленников и облгазы на новую систему тарифообразования из-за двух бюрократических проблем.

Больше всего у Дмитрия Вовка настаивают на утверждении первой из них – "Методики определения и расчета тарифа на услуги распределения газа"

Для оппонентов главы НКРЭКУ, такая его позиция – прямой признак сговора регулятора с "газами".

Повод так считать им дает тот факт, что после принятия "Методики", на которой настаивает Вовк, гор- и облгазы смогут начать собирать деньги с потребителей за подключенную мощность газопровода. А это решает сразу две их ключевые проблемы.

Первая – уход от нынешней модели, при которой платежки формируются на основании фактических объемов поставленного газа, которые последние несколько лет стабильно падают и тянут на дно доходы.

Вторая – устранение кассовых разрывов, которые сейчас возникают у "газов" из-за сезонного фактора (неравномерных объемов потребления голубого топлива в течение года).

В общем, формально получается, что Дмитрий Вовк работает на Дмитрия Фирташа – бизнесмена, который контролирует 22 из 40 гор- и облгазов Украины.

Отчасти это вписывается в описанную "ЭП" нынешнюю систему отношений между основателем Group DF и президентом, к управленческой вертикали которого относится и НКРЭКУ. Вовк такую взаимосвязь категорически опровергает.

Какая из этих версий соответствует действительности знают, наверное, только прямые участники диалога – Петр Порошенко и Дмитрий Фирташ.

Правда, даже если в президентской команде действительно пекутся об интересах австрийского узника, это не единственная причина отказа НКРЭКУ переводить промышленников и "газы" на новые правила эксплуатации газотранспортной системой страны.

Не последнюю роль в нерешительности регулятора играет то, что этот шаг может спровоцировать новый виток роста внутренних цен на газ. В "Нафтогазе" говорят, что его вовсе не будет. Но у оппонентов команды Коболева противоположное мнение.

С их слов, сейчас содержание инфраструктуры по транспортировке газа финансируется преимущественно крупнейшими промышленными предприятиями.

А если промышленников перевести на упомянутую систему эксплуатации ГТС "вход-выход", по которой сейчас работает "Газпром", все бремя оплаты эксплуатации газораспределительных сетей ляжет на "газы", которые тут же переложат эти расходы на население.

Для власти такой сценарий недопустим. Особенно – после недавнего рекордного повышения внутренних тарифов для украинцев.

Зачем беспокоиться о том, чего уже нет? Если Украина не отреагирует на обвинения "Газпрома", россияне перенесут тему тарифной дискриминации с поля ВТО в Стокгольмский арбитраж, а это повышает шансы "Нафтогаза" проиграть на первом же заседании, которое назначено на ноябрь 2016 года.

Дмитрий Рясной
 

Новини

7 Травня 2024

Єврокомісія дозволила Nippon Steel придбати US Steel за $14,9 млрд

Відновлення енергосистеми потребує міжнародної допомоги та перегляду тарифу на світло влітку

У квітні попит на вантажівки в Україні зріс на 13% відносно минулого року

Україна має працювати над посиленням європейських санкцій та скасуванням пом’якшень – експерт

У Раді оцінюють збитки енергетичної інфраструктури від атак у $12,5 млрд

Уряд продовжив строк бронювання від мобілізації ще на місяць

ЄС готовий до жорстких торговельних заходів проти Китаю

Уряд підтримав законопроєкт про ратифікацію угоди про вільну торгівлю з Туреччиною

Котирування Platts не мають застосовуватися при розгляді трансфертного ціноутворення – юрист

Вантажне судно з України перекрило рух через Босфор

Британія виділила Україні 20 млн дол на інноваційні проекти в енергетиці

Гарантований покупець виплатив ще 4,3 млрд за зеленим тарифом

НБУ посилить контроль за поверненням експортерами валютного виторгу в Україну

Експорт бензину залізничним транспортом рф скоротила на третину

S&P підвищило довгострокові рейтинги Туреччини

EUROFER прогнозує падіння виробництва труб у ЄС у 2024 році

ВСІ НОВИНИ ⇢