Теснота не в обиде

Завершился фестиваль памяти Андрея Тарковского «Зеркало» в Иваново и Ивановской области.

Международное жюри заседало полночи и наградило чуть ли не вдвое больше фильмов, чем обычно, отметив высокий уровень конкурсной программы. Главный приз разделен ex aequo между фильмами «Я не мадам Бовари» (режиссер Фэн Сяоган, Китай) и «Теснота» (режиссер Кантемир Балагов, Россия). Комментирует Елена Плахова.

Жюри возглавлял знаменитый мексиканский режиссер Амат Эскаланте, компанию ему составили тоже люди с серьезным именем — актриса Елена Коренева, ее коллега Хадас Ярон из Израиля, режиссеры Янош Сас из Венгрии и Жанна Исабаева из Казахстана. Еще дольше, до самого утра, спорило жюри молодых российских кинокритиков «Голос», создав еще большую тесноту в призовом списке. Они тоже не ограничились (как предусмотрено регламентом) одним призом, наградив ту же «Тесноту» и хорватскую картину «Короткая экскурсия» Игоря Бежиновича.

Кантемир Балагов стал героем вечера: «Теснота» удостоилась вдобавок приза публики. Так что режиссер-дебютант из Кабардино-Балкарии, ученик Александра Сокурова, в свои 26 лет оказался обладателем целой коллекции наград — с Каннского фестиваля, «Кинотавра» и «Зеркала». Он признался, что это его даже немного пугает, и обещал сделать все, чтобы не разочаровать своим следующим фильмом.

Приз за профессиональные достижения достался оператору Пратапу Джозефу за съемки фильма «Сексуальная Дурга» (Индия, режиссер Санал Кумар Сасидхаран). А лучшим режиссером признан хорват Игорь Бежинович, автор картины «Короткая экскурсия» (Хорватия). Жюри не ограничилось этими призами и удостоило специальным упоминанием сценарий фильма «Глупая птица» (Китай, режиссеры и авторы сценария Хуан Цзи и Рюдзи Оцука), а также актрису Веро Шанду Бейю из картины «Фелисите» (Франция/Сенегал, режиссер Ален Гомис).

В документальном конкурсе приз «Большое “Зеркало Артдокфеста”» достался картине «В центре циклона» (режиссер Лиза Козлова), «Малое “Зеркало Артдокфеста”» — фильму «Освобождение: инструкция по применению» (режиссер Александр Кузнецов). Из российской программы «Свои» жюри активных зрителей выделило как лучший фильм «Язычники» (режиссер Лера Суркова). Кроме того, специальными призами за вклад в кинематограф вообще и в художественный мир Тарковского в частности награждены композитор Эдуард Артемьев и актриса Маргарита Терехова. Наине Ельциной вручен приз за поддержку фестивального движения.

Фестиваль «Зеркало» прошел в одиннадцатый раз — прошел, несмотря на серьезные трудности с формированием бюджета. Его показы и другие события, связанные с кино и поэзией, проходили в Плесе, Юрьевце и Кинешме, но основной локацией в этом году стало Иваново, а конкретнее — мультиплекс «Формула А113», расположившийся в помещении бывшей ткацкой фабрики. Этот безразмерный ангар технически безупречно оборудован, но напрочь лишен поэтической атмосферы Плеса (бывшего до этого года главной площадкой «Зеркала»).

Так или иначе, фестиваль подтвердил и свою актуальность, и место, наработанное им в сегодняшнем кинопроцессе. На фоне коммерциализации кинематографа, да и многих фестивалей тоже, «Зеркало» остается оазисом авторского кино и, как сказал его президент Павел Лунгин, создало себе имидж «негламурного фестиваля».

Он открыт и для арт-мейнстрима, и для поисковых форм документалистики, анимации, короткого метра. Программа «Тарковский. Контекст» включала работы прошлых лет Амата Эскаланте, Яноша Саса, Ли Чхан Дона, Юлия Файта — сокурсника Андрея Тарковского по ВГИКу. А программа артхаусных хитов «Вечерняя эйфория» завершилась показом экспериментального фильма «Манифесто» Юлиана Розефельдта.

На закрытии фестиваля прошел концерт бразильского пианиста Луиса Густаво Карвальо на фоне экологической видеоинсталляции французского художника Паскаля Маркий «Далекие горизонты».

В международном конкурсе участвовали такие радикальные киноработы, как «Сексуальная Дурга» (об унизительном положении женщины в индийском обществе) и «Я не мадам Бовари» (тоже о женщине, противопоставившей свое невероятное упорство машине китайской бюрократии). При этом картины чрезвычайно интересны и с формальной точки: индийская — парадокументальными съемками на ночных дорогах, китайская — круговым форматом кадра, ассоциирующимся с древней миниатюрой.

В обоих случаях современные и актуальные темы вписаны в контекст традиционной мифологии и культуры. Это же относится и к «Тесноте» Кантемира Балагова, где глубоко исследованы особенности менталитета, патриархальных традиций, противоречий в национальных анклавах Северного Кавказа. И еще важная особенность: все эти крупные темы увидены и прочувствованы с позиции молодых людей, которые ищут свой путь в сложном и агрессивном мире. Так что главный сюжет фестиваля можно обозначить как generation next.

МинПром

    

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢