Украинских водителей хотят оставить без импортного бензина

Точка зору

Украинскому топливный рынок готовят к грандиозным переменам. По данным участников рынка, Кабмин планирует в ближайшее время рассмотреть целый пакет законодательных изменений, суть которых сводится к введению так называемых «заградительных тарифных квот» для растущего топливного импорта с целью «поддержки отечественного производителя» нефтепродуктов.

 

Член правления «Укрнафты» Олег Гез также призвал правительство рассмотреть возможность введения защитных мер для украинских НПЗ, в частности Кременчугского. Ведь с российскими и белорусскими поставщиками, имеющими доступ к более дешевой нефти, тот бороться просто не может.

Вдобавок правительственный комитет одобрил проект постановления, который поменяет порядок расчета стартовой цены нефти на аукционах «Укрнафты». По сути, Кабмин готовится отвязать стоимость украинской нефти от таможенной цены.

Что это значит

Как рассказали UBR.ua участники топливного рынка, тема ограничения импорта нефтепродуктов впервые была инициирована украинскими НПЗ еще в 2011 г., и является ничем иным, как попыткой монополизировать рынок одним игроком. А идея ввести заградительные пошлины и упразднить привязку цены украинской нефти к мировым — это звенья одной цепи. Которую плетет фактический владелец Кременчугского НПЗ и фактический же куратор «Укрнафты» — то есть Игорь Коломойский.

«В 2017 году Кременчугский НПЗ, который фактически контролируется группой «Приват», нарастил выпуск бензинов А-92 и А-95 за счет увеличения загрузки мощностей азербайджанской нефтью. На рынке бензинов, потребление которых сокращается третий год, дополнительные объемы могут быть не востребованы. Опасаясь отсутствия спроса на свою продукцию, группа «Приват» инициирует заградительные пошлины. И шансы их принятия, зная «приватовцев», весьма велики. По моему мнению, это не коснется дизеля и сжиженного газа, так как эти позиции Кременчугский НПЗ сбывает без проблем — потребление растет (особенно СУГ)», — высказал UBR.ua одну из точек зрения исполнительный директор UPK Group Александр Киримов.

Другая сводится не к заводу в Кременчуге и его сбыту бензина, а к попыткам оправдать и закрепить повышенные цены на топливо, получаемое при переработке украинской нефти.

«Любой украинский производитель формирует отпускные цены исходя не из стоимости сырья, производственных затрат и прибыли, а от так называемого «импортного паритета». То есть, стоимость должна быть не ниже, чем на аналогичную продукцию, завозимую по импорту», — подметил UBR.ua топливный эксперт Леонид Косянчук.

Как отразится на ценах

Какими бы ни были реальные причины данной инициативы, эксперты сходятся в одном: если в 2011 г. рынок просто прощупывали на предмет введения заградительных пошлин, то сейчас велики шансы реальных действий, которые скажутся не только на всем украинском топливном рынке, но и на потребителе. А в случае реализации данной инициативы, импортное топливо вырастет в цене пропорционально заградительной пошлине.

«Любая пошлина или квота будет переложена на конечного покупателя. В цене на заправке это будет означать дополнительные около 3 грн./л или порядка 10% от текущих цен. Между тем, украинские НПЗ и так находятся в неплохой ситуации, поскольку цены на импортные нефтепродукты весьма высоки, соответственно они имеют возможность продавать свою продукцию по очень хорошим для себя ценам. Но, как видим, они хотят еще больше увеличить свой заработок», — заметил в беседе с UBR.ua директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

Действительно, кременчугские бензины достаточно высокого качества и могут конкурировать с польским, литовским и белорусским топливом. Только заградительная пошлина сузит диапазон выбора для потребителя, что вряд ли воспримется положительно, говорят эксперты.

С одной стороны, рынок утратит свое главное преимущество — диверсифицированную систему, которая на сегодня страхует его от возможных проблем с поставками на отдельных направлениях. А с другой, высокие цены на бензины стимулируют переход водителей на ГБО, что приведет к еще большему росту потребления автогаза.

Денис Вергун

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢