Инфляционные страхи. Правильно ли Нацбанк расставил себе приоритеты?

Точка зору

Текст документа был разработан исполнительным аппаратом регулятора, но на базе стратегии, определенной Советом. Так что впервые роль Совета не была сведена к ритуальному "освящению" предложенного документа. Кроме того, он утвердил и оценку выполнения "денежно-кредитной конституции" за прошлый год в части ее применения в первом полугодии 2018-го. Среди приятных бонусов для чиновников – утверждение сметы административных затрат НБУ на 2019-й. Теперь можно будет спокойно заказывать новые ковровые покрытия и планировать рост фонда заработной платы. Например, проиндексировать ее на уровень инфляции. Получается вообще забавно. В некоторых странах с правлением центрального банка подписывается специальный контракт, в котором обозначают некие реперные точки для оценки эффективности проделанной работы, например уровень инфляции. Выполнил поставленные таргеты – получи прописанное в контракте. Не выполнил – считай, трудился на общественных началах.

В Украине же, чем выше инфляция и глубже девальвация нацвалюты, тем выше растет зарплата чиновников НБУ. При этом и за первое и за второе они как бы обязаны отвечать и если "оно" растет – нести ответственность. Хотя бы личным кэшем. Пока же из западных стандартов управления регулятор адаптировал лишь уровень зарплат, которые приближаются к оплате труда руководителей Федеральной резервной системы США.

В самой стратегии обозначено несколько строго подчиненных целей. Главная – поддержание ценовой стабильности, которую в НБУ ограниченно понимают исключительно в контексте инфляции потребительских цен. В понятие "стабильности" уже четыре года не входит обменный курс гривни, что уже говорить о таких частностях, как промышленная инфляция, которая бесконтрольно варьируется от однозначных к двузначным числам, попутно расшатывая и без того плохо контролируемый ценовой механизм. Что касается девальвации гривни, то этот фактор работает у нас с 2014-го по принципу последнего гвоздя в крышку гроба с надписью "ценовая стабильность", но регулятор предпочитает не слышать этого "стука".

Вторая цель НБУ – обеспечение финансовой стабильности. Более предметно – это стабильность банковской системы. Данная цель в фаворе у регулятора лишь до тех пор, пока она не противоречит указанной выше. Простыми словами, если для спасения госбанков в случае масштабного кризиса придется напечатать более 200 млрд грн и раздать их вкладчиками – этого никто не будет делать, так как в результате подобных мер инфляция увеличится в разы. 

Цель номер три – это содействие устойчивым темпам экономического роста и поддержка экономической политики правительства. Но опять же, лишь поскольку это не будет противоречить цели №1 и цели №2. То есть включение монетарного механизма для реализации суверенной промышленной политики произойдет лишь тогда, когда новый "монетарный вброс" денежной базы адекватно абсорбируется реальным сектором экономики, а не пойдет на потребительский рынок, вызывая рост цен, или на валютный – провоцируя девальвацию гривни и опять же рост цен. Кроме того, само по себе коммерческое кредитование будет активировано по мере появления платежеспособных заемщиков, которые удовлетворят всем тем драконовским стандартам, которые определены регулятором, включая обеспечение залогами и уровень обязательного резервирования. Простыми словами, кредитования экономики как самоцели не будет, более того, не стоит ждать и послабления нормативных требований, заложенных в документах НБУ.

В "Основах" подтверждена верность инфляционному таргетированию, ведь, по мысли монетарных властей, данный режим наиболее соответствует требованиям экономического роста. Интересно, на основании каких эмпирических данных регулятор пришел к такому выводу? Неужели используя данные последних лет, когда экономика росла в среднем на 2,5%, что как минимум в два раза ниже динамики ключевых развивающихся стран и в полтора – среднегодового роста мировой экономики в текущем году.

Источник: НБУ

По прогнозам НБУ, заложенным в "Основы", инфляция в следующем году наконец максимально приблизится к заветному ценовому таргету в 5%. Так, в марте следующего года потребительская инфляция составит 5,75%, в июне – 5,5%, в сентябре – 5,25%. При этом отметим, что такие же параметры закладывались в прогноз и годом ранее. Таким образом, либо в НБУ видят неуклонное движение монетарных показателей к поставленной цели, либо просто не хотят менять декорации по ходу пьесы и планируют на старой партитуре доиграть до конца увертюру к наиболее напряженному периоду в 2019-2020 гг.

Как бы там ни было, торможение инфляции с нынешних "10% плюс" до 5% маловероятно, ведь практически все приближенные к власти эксперты потихоньку начинают вещать о необходимости мягкого кейнсианства под названием "промышленная политика". А для этого нужно частично задействовать эмиссионные каналы, которые пока работают лишь в процессе выкупа НБУ иностранной валюты на межбанке и при рефинансировании коммерческих банков, хотя последний канал нынче задействован не часто (банки все больше размещают свободную ликвидность в казначейские финансовые инструменты – ОВГЗ и депозитные сертификаты НБУ). Да и такой эмиссионный канал, как выкуп валюты на межбанковском рынке, за последние месяцы заметно ослабел – регулятор проводит интервенции по поддержанию курса гривни, то есть продает валюту, а не покупает. Иными словами – изымает ликвидность с рынка.

В 2018 г. инфляция составит не менее 10%. За счет чего же в таком случае будет обеспечен монетарный перигей, когда таргет по инфляции в 5% максимально приблизится к реальным ценовым показателям? За счет ужесточения монетарной политики, которая будет проявляться не только в росте учетной ставки, но и в крайне медленных темпах роста денежной базы, при этом не исключено и ее сжатие. За восемь месяцев этого года "широкие деньги" выросли лишь на 2% до 1,23 трлн грн, в то время как в 2013 году рост денежной массы составил 17,2%, при этом цены едва не скатились в дефляцию – минимальный рост на 0,5%.

Источник: НБУ, Госстат

Как следует из приведенных выше данных, в 2013 г. уровень монетизации экономики превысил 62%. А в прошлом году этот показатель составил всего 39,6%. Разобраться в этих соотношениях помогут так называемые коэффициенты Маршалла, которые показывают уровень монетизации экономики, а рассчитываются как отношение денежной массы к ВВП.

Если взять азиатские страны, многие из которых имеют сырьевую специализацию и являются переходными, то можно увидеть четкую зависимость между уровнем монетизации и экономическим развитием. Самые богатые страны имеют, как правило, очень высокий уровень монетизации и при этом достаточно низкие показатели инфляции. Так, в экономиках с уровнем ВВП $10-50 тыс. на душу населения денежная масса превышает ВВП (уровень монетизации более 130%), а инфляция находится в пределах 3%. Развивающиеся страны (ВВП на душу населения от $2,6 до $10 тыс.) характеризуются средним уровнем монетизации: 50-60% и инфляцией до 8%. Самые бедные страны (ВВП на душу населения до $2,6 тыс.) обладают низким уровнем монетизации (35-40%) и уровнем инфляции выше 8%. Это, как правило, сырьевые экономики с высоким уровнем трудовой миграции и коррупции. Таким образом, до кризиса 2014-2015 гг. Украина пребывала во второй группе развивающихся стран: низкие темпы инфляции, средний уровень монетизации, ВВП на душу населения – более $4 тыс.

Сейчас ситуация кардинально изменилась: высокие темпы инфляции (более 10%), крайне низкий уровень монетизации (менее 40%) и подушевой ВВП меньше $2,5 тыс. На сегодня это уровень наиболее бедных экономик Африки, Азии и Океании.

Экономика пребывает в так называемой ловушке бедности, когда реальный сектор не развивается, потому что нет достаточных денежных ресурсов (состояние постоянной финансовой гипоксии), а с другой стороны, в условиях выпадения из экономический структуры целых блоков (Крым, Донбасс) применение монетарного торможения было вынужденным, хоть и болезненным шагом.

Сейчас важно другое – как от тактики монетарной стабилизации перейти к стратегии макроэкономического роста, попутно не нарушив хрупкий инфляционный баланс и курсовой компромисс?

Простыми словами – крайне важно найти необходимые каналы эмиссии гривни, которые будут работать не на инфляцию, девальвацию или бюджетный дефицит, а на рост экономики.

Источник: НБУ, Госстат

Пока такой баланс, к сожалению, находится от противного, то есть в те периоды, когда Нацбанк практически ничего не делает… Так, в 2014-2015 гг. среднегодовая учетная ставка была почти в два раза меньше индекса потребительских цен. То есть налицо ужасающая недооценка угрозы со стороны высоких темпов инфляции и глубокой девальвации гривни. С такой инфляцией учетная ставка должна была быть повышена до 40-50%. В 2016-м, наоборот, среднегодовая учетная ставка в полтора раза превышает темп инфляции, частично блокируя экономический рост. Зато в 2017-м, когда монетарными процессами руководил "безголовый" регулятор, соотношение было практически идеальным: средняя учетная ставка – 13% и инфляция – 13,7%. В текущем году учетная ставка вновь вырвалась вверх, и на данный момент ее среднегодовое значение в 1,7 раза превышает прогнозный уровень инфляции.

Источник: Госстат

Что же касается корреляции ценовых показателей и динамики ВВП, то еще неизвестно, какой у нас будет экономический рост при уровне инфляции в 5%, к которому так стремится НБУ. Скорее всего, это будут крайне низкие темпы.

Ведь для восстановления реального сектора и проведения структурных реформ нужна мягкая монетарная политика с низкими процентными ставками, но при этом и высокими темпами роста денежной массы.

Конечно, высокая инфляция вредна для экономики. Падение ВВП в 2014-2015 гг. на 16,4% сопровождалось инфляцией 68,2% за два года. Затем инфляция выше 10% была ценовым фоном небольшого роста ВВП. А в нынешнем году снижение прироста потребительских цен до 10%, скорее всего, будет сопровождать рост ВВП на 3%. Экономика сама должна подобрать "инфляционные" ключи для своего эффективного роста. Поэтому, может, все дело не в конкретных целях центрального банка, а в их неправильном ранжировании?

Алексей КУЩ

Новини

17 Травня 2024

США не хочуть віддавати U.S.Steel японцям

У I кварталі виручка Vallourec скоротилась на 26%

Шведська компанія хоче побудувати ще чотири заводи водневої металургії

Єврокомісія почала розслідувати імпорт білої жерсті з Китаю

Dunaferr модернізує прокатні стани

Нафтогаз з початку року запустив 7 нових свердловин – Шмигаль

Україна запропонувала Аргентині та Чилі зону вільної торгівлі

Внаслідок бойових дій на території України викиди СО2 сягнули 180 млн тонн

Китай інвестує у зелене авіаційне паливо

російські порти знизили перевалку вантажів на 4%

Виробництво сталі в Китаї скоротилось на 3%

Металурги у квітні збільшили експорт довгого прокату на 7,6%

Уряд змінив порядок бронювання від мобілізації на підприємствах двох сфер економіки

Україна вийшла на максимальну потужність імпорту електроенергії з ЄС

Уряд виділив 1,5 млрд грн для відновлення Зміївської та Трипільської ТЕС

Данія виділить Україні новий пакет військової допомоги на 750 млн євро

ВСІ НОВИНИ ⇢