На двух стульях. Как Беларусь умудряется торговать и с Украиной, и с ОРДЛО

Точка зору
Торговый мост "Минск – РФ – Донецк"

Товарооборот между Украиной и Беларусью по итогам 2017 г. увеличился почти на 20% и достиг $4,6 млрд. Причем с профицитом в пользу Беларуси – то есть Украина получает от северной соседки больше нужных товаров и сырья, чем поставляет сама. Украина в минувшем году по объему товарооборота и экспорта заняла второе место среди всех торговых партнеров Беларуси, по импорту – пятое. В свою очередь Беларусь оказалась на 4 позиции в рейтинге крупнейших рынков  сбыта для Украины. Белорусский экспорт возрос на 18%, импорт из Украины – почти на 24%.

У этой "торговой идиллии" есть своя темная сторона: поставки белорусских товаров в ДНР/ЛНР, а также в оккупированный Крым. Белорусские предприятия, контролируемые государством, продают свою продукцию обеим сторонам конфликта на востоке Украины, дословно соблюдая предписание Александра Лукашенко: "Соблюдать нейтралитет, торговать со всеми, кто готов у нас покупать".

Накануне белорусский независимый телеканал "Белсат" (он запрещен в стране и вещает из Польши) обнародовал результаты расследования того, как белорусские продукты и товары поступают в ОРДЛО и как белорусские предприятия используют российские фирмы-"прокладки", чтобы самим не попасть под санкции за нарушение законов Украины.

Через Ростов шасси грузовиков МАЗ поступают на Торезский электротехнический завод (ТЭТЗ), где из них делают, в частности, мусоровозы. Но можно догадываться, что не только мусоровозы – в Украине, например, основным армейским грузовиком становится "Богдан-6317" – это собранный в Черкассах из белорусских машинокомплектов армейский МАЗ-6317. Можно предположить, что боевики ОРДЛО также отдают должное МАЗам, раз уж получили к ним доступ.

Про поставки машинокомплектов с МАЗа в конце августа сообщил донецкий телеканал "Юнион". Он рассказал, что на выставке "Потенциал ДНР" была и делегация из Беларуси, руководитель которой сказал телевизионщикам: "Те же мусоровозы. Торезский завод. Я договорился с директором МАЗа, это бывший министр промышленности. Через соответствующую структуру могут поставляться шасси на ростовские фирмы и т. д., а тут собирать мусоровозы".

В Минске журналистке "Белсата" "не под запись" показали официальное письмо от руководства сепаратистов, перенаправленное Катериничу (Дмитрий Катеринич – ранее министр промышленности Беларуси, сейчас – гендиректор МАЗа). Екатерина Андреева (эта самая журналистка) рассказывает: "Секретарша принесла папку с документами, и чиновник достал оригинал документа с грифом "Министерство промышленности и торговли ДНР", в котором шла речь не только о комплектных, например, шасси, но и целых грузовых автомобилях".

Этот чиновник – Сергей Петров, официальный представитель Нижегородской области в Беларуси, невъездной в Украину. Сам он сказал "Белсату": "Я содействую компаниям белорусским, независимо от формы собственности – частной, государственной, выходить на рынок как моей области, так и Российской Федерации… так и ДНР".

По его признанию, и МАЗ, и Минский тракторный завод, и "Амкодор" (производитель погрузчиков и различной коммунальной техники) поставляют свою продукцию в Донецк – не напрямую, а через фирмы, зарегистрированные на "граждан" ДНР.

"Торговый дом МАЗа продает [машины] различным российским компаниям, зарегистрированным на территории России, и оттуда автомобили попадают и в Донецк", – рассказал Сергей Петров журналистам.

По мнению журналистов "Белсата", на ТЭТЗе, который никогда не занимался колесный техникой, просто имитируют производство белорусской техники. Например, экскаваторов-погрузчиков. А директор предприятия Игорь Неваленный сказал журналистам: "Подписали лицензионное соглашение, согласно которому получим конструкторско-технологическую документацию и будем осваивать выпуск навесного оборудования". Но если посмотреть на чертежи и фотографии "ДНРовских" тракторов, якобы от предприятия "Дорэлектромаш", то там указан юридический адрес: Беларусь, город Смолевичи. А в "донецком" тракторе специалисты легко узнают модель "Беларус 92П", выпускаемую Минским тракторным заводом (МТЗ).

На Минском автозаводе "Белсату" сказали, что о поставках в Донецк ничего не знают. А в т. н. "Министерстве промышленности ДНР" – что сотрудничество с Минском идет, но неофициально, и все об этом молчат.

Больше всего информации было озвучено 23-24 августа на прошедшей в Донецке выставке-ярмарке "Потенциал ДНР-2018", где присутствовала большая белорусская делегация. Как выяснилось, взаимодействие белорусских предприятий с оккупированными территориями находится в ведении торгово-экономического представительства Нижегородской области в Республике Беларусь.

Схема поставок белорусских товаров тяжелой промышленности в ДНР сформировалась в 2016 г., рассказал журналистам Сергей Петров: "Официального сотрудничества между МАЗом и ДНР нет. Хотя, конечно, автомобили МАЗ имеют место там быть. Завод в Минске поставляет продукцию в московский Торговый дом МАЗ, потом ее приобретают компании в Ростове, а оттуда МАЗы попадают в Донецк. … В силу политических обстоятельств, белорусские предприятия не могут напрямую торговать с непризнанной республикой. В случае прямых поставок в ДНР Беларусь испортила бы отношения с Украиной, а МАЗ попал бы под санкции. Но частный российский бизнес имеет такое право. Естественно, МАЗ ничего не нарушает, когда продает свои изделия, например, в Ростов… По подобной схеме с Донбассом работают МТЗ и Амкодор".

В пресс-службе "министерства промышленности и торговли" ДНР журналистам подтвердили, что получают технику и комплектующие с МАЗа: "Обычно об этом все молчат – и та сторона, и мы. Иначе будут санкции, мы же непризнанная республика. Даже в случае непрямых поставок – сразу санкции. Вопрос очень деликатный. Работаем, конечно, но молчим. И названия ростовских компаний вам никто не скажет".

Прошлый опыт

Еще пару лет назад упор делался не на технику. Крупные белорусские госпредприятия поставляли фирмам из ДНР и ЛНР в основном пищевые продукты и алкоголь. Донецкий бизнес-портал DNR-live приводил статистику: доля белорусских товаров на потребительском рынке ОРДЛО составляла порядка 25%. Тогда тоже торговля шла через российские фирмы-прокладки, поскольку белорусское правительство все же не одобряет прямые контракты с донецкими и луганскими фирмами.

Товары доставлялись к сепаратистам через российско-украинскую границу, которая не контролируется официальным Киевом. Местные жители подтверждали журналистам большое количество белорусских товаров на полках магазинов Донецка и Луганска. "Алкоголь, сыры, мясо глубокой заморозки… До войны таких белорусских продуктов мы не видели – мясо или пиво белорусское… никогда! Этот поток уже потом ушел. Спрос на них сейчас очень большой – российские сильно уступают по качеству и цене", – рассказала "Белсату" жительница Луганска.

По свидетельству расследователей, торговые сети и оптовые компании "ДНР" и "ЛНР" полностью закрыты для прессы. Разговаривать с журналистами на тему поставок из Беларуси они категорически отказываются. Большинство из них не имеют даже сайтов, имена и контактные номера руководства найти сложно, как и ассортимент продукции. Но, например донецкая торговая сеть "Амстор" (ее контролировал убитый главарь ДНР Александр Захарченко) предлагала товары восьми белорусских предприятий.

Руководство крупнейшей в "ЛНР" торговой сети "ЛНРПродторг" (бывшие украинские супермаркеты "Лелека") в интервью местной газете "Жизнь Луганска" в августе 2015 г. хвалилось прямыми контрактами с Беларусью. Директор сети Алеся Полтавченко назвала тогда 9 белорусских предприятий, среди которых – табачный завод "Неман", агрокомбинат "Дзержинский" и "Санта-Бремор" (все они отрицают поставки в "ЛДНР"). Но в "ЛНРПродторге" "Белсату" подтвердили торговые связи с Беларусью, хотя без деталей.

"Да, мы работаем с Донецком, – призналась "Белсату" заместитель гендиректора фабрики "Коммунарка" по коммерческим вопросам Лилия Сивакова, – это прямые поставки. Поставляем шоколад, шоколадные конфеты. Карамель не поставляем. Никаких проблем у нас там нет, работаем по предоплате. Рассчитываются они российскими рублями. Насколько там существенные объемы для "Коммунарки"? Ну, каждая поставка очень важна, так как это предоплата. На Донецк у нас приходится несколько процентов экспорта".

Но в большинстве белорусских продовольственных предприятий контакты с ЛНР и ДНР просто отказывались комментировать, не опровергая их, но и не подтверждая. Хотя в госконцерне "Брестмясомолпром" журналистам сказали: "Мы поставляем сыры (твердые и плавленые) и творог через российскую фирму, которая является нашим официальным дистрибьютором. Но пункт назначения в документах конкретно прописывается – Донецк, Луганск. В документах это обозначается не как территория Украины, а как-то иначе… Сейчас уже не помню. Примерно около 20 тонн в месяц мы туда поставляем".

А на сайте "Кобринского маслодельно-сыродельного завода" в качестве официальных дистрибьютеров указана ООО "Первая крымская продовольственная компания". На сайте симферопольской "Первой крымской продовольственной компании" среди партнеров кроме кобринского завода указаны еще два белорусских предприятия – "Гамма вкуса" (Клецк) и "Беллакт" (Волковыск). Березовский сыродельный комбинат и Пружанский молочный комбинат также подтверждают торговлю с "ЛДНР". "Мы торгуем с Донецком и Луганском, но не надо это афишировать. Работаем успешно, с двумя фирмами, претензий никаких нет. Объемы поставок для нашего комбината довольно скромные, а для некоторых, может и серьезные. Все идет хорошо, по плану", – сказал "Белсату" директор Березовского комбината Владимир Попеня.

Финансовая схема

"Схемы торговли с ДНР/ЛНР на самом деле ни для кого из белорусских бизнесменов секретом не являются. Берется российская фирма-прокладка, через счета которой можно расплачиваться за товары и которую можно обозначать во всех документах, – сказал в комментарии для "ДС" белорусский экономист Антон Платов. – Белорусский поставщик напрямую договаривается с оптовой фирмой из "Л-ДНР", но оформляет контракт с российской фирмой, которая одинаково может торговать и с сепаратистами, и с Беларусью. Деньги на счет российской фирмы попадают или через "ЦМР-банк" (банк, который используется для расчетов россиян с "Л-ДНР"), либо через банки Южной Осетии (Южная Осетия признает "ДНР", а Россия признает Осетию, поэтому через ее банковскую систему можно проводить деньги из Донецка и Луганска в РФ), или просто наличными. Попав на счет российской фирмы-прокладки деньги за товар абсолютно легально перечисляются белорусским заводам".

В декабре 2017 г. группа "Информационное сопротивление" сообщала, что торговля белорусских компаний с сепаратистами идет полным ходом: около 300 грузовиков с белорусскими товарами ежедневно выгружаются в Л-ДНР. Они следуют транзитом через РФ, через закрытые Украиной в 2014 г. пункты пропуска "Изварино", "Должанский" и "Червонопартизанск".

В какой-то момент Киев попытался все это прекратить. 24 мая 2018 г. два белорусских предприятия были внесены в обновленный список попавших под санкции Украины. Для ООО "Мир пива" (Минск) было введено ограничение торговых операций сроком на три года, для "Мозырского спиртоводочного завода" (Гомельская область) – на один год. Но этим пока все ограничилось.

Схемы непрямых поставок позволяют Минску эксплуатировать свой квазинейтральный политический статус в Донбассе и одновременно иметь дополнительный рынок сбыта для своих предприятий. Официальный же Киев склонен смотреть на подобные торговые операции сквозь пальцы. Причина проста: для Украины поставки белорусской техники и материалов куда более значимы, чем для сепаратистов.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

3 Травня 2024

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

Інфляція в єврозоні у квітні 2024 року зросла на 2,4%

Зеленський вимагає поєднати захист енергетики та забезпечення українців електрикою

ОЕСР очікує на пришвидшення темпів зростання світової економіки

ВСІ НОВИНИ ⇢