Привет из России. Из-за чего дорожает сжиженный газ для автомобилей

Точка зору

 Вынужденный перерыв в поставках

18 октября по всей Украине выросли розничные цены на сжиженный углеводородный газ (он же СУГ, он же LPG, он же пропан-бутан). Средний уровень цен по стране теперь составляет 16,02 грн за литр. Как указывает профильная "Консалтинговая группа А-95", на АЗС группы "Приват" стоимость автогаза выросла на 18-23 коп.: в "Авиас" СУГ стоит уже 15,68 грн/л, в "Укрнафте" – 15,62 грн/л. Автогаз на станциях Glusco подорожал на 25 коп. – до 15,95 грн/л.; сети ОККО и WOG подняли цену на сжиженный газ на 12 и 11 коп. – до 16,52 и 16,49 грн/л соответственно. На станциях AMIC, Shell, "БРСМ-Нафта", KLO, "Надежда", "Рур груп", "Автопорт", "Mango" и "Татнефть-АЗС-Украина" автогаз подорожал в пределах 4-28 коп.

Предыдущее подорожание автогаза пришлось на 20-е числа сентября. По словам участников рынка, и тот рост цен, и нынешний связан с дефицитом сжиженного газа у трейдеров. Существующий высокий спрос перестал покрываться импортом, в результате многие газонаполнительные станции стоят пустые. На нехватку самого СУГ наложилось очередное обострение ситуации с работой железной дороги. "200 вагонов с газом стоят – "железка" не справляется, нет тяги. Газ на рынке есть, но до клиентов вовремя он не доезжает", – говорят участники газового рынка.

Дефицит сжиженного газа связан с тем, что прежде значительная часть его поступала в Украину из Беларуси по серым схемам реэкспорта из России. Но в конце сентября – начале октября Россия закрыла "белорусский канал", одновременно открыв возможности для легальных прямых поставок СУГ из России в Украину. Однако логистика новых схем пока не отработана, и потому на рынке возник временный дефицит пропан-бутана. Который, впрочем, может продлиться до Нового года, спровоцировав повышение цен, аналогичное прошлогоднему.

Новейшая история реэкспорта

В августе нынешнего года Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ) жаловалась на то, что в Украине значительно выросли объемы теневых продаж сжиженного углеводородного газа (СУГ), более известного как пропан-бутан, предназначенного для заправки автомобилей на газовом топливе. Большая и быстрорастущая сеть нелегальных заправок сжиженным газом – как, впрочем, и вполне легальных его дилеров, – обеспечивалась поставками СУГ из Беларуси. По данным "Консалтинговой группы А-95", за первое полугодие 2018-го поставки СУГ из Беларуси в Украину выросли на 35% по сравнению с тем же периодом прошлого года – до 258 тыс. т (191,7 тыс. т в первом полугодии 2017-го).
Однако при этом собственно белорусские производители "автомобильного" газа – госконцерн "Белоруснефть" и Мозырский НПЗ – незначительно увеличили поставки в Украину, так как их технические возможности ограничены, да и напрямую с серым рынком они стараются не работать. Как показало расследование информагентства Reuters, на самом деле по теневым каналам, полуофициально, в Украину с белорусской территории реэкспортировался сжиженный газ российского происхождения. В Беларуси он "паспортизировался", то есть получал сертификаты, "подтверждающие" его местное происхождение.

Сжиженный газ из России через Беларусь поступал не только в Украину, но и в Польшу и в страны Балтии. По официальным данным, железнодорожный экспорт СУГ из России в Беларусь во втором полугодии 2017 г. вырос на 60% по сравнению с первым полугодием 2016-го, до 56 тыс. т в месяц, в январе-мае 2018 г. – еще на 41%, до 79 тыс. т в месяц. Если посчитать, то выходит, что за первое полугодие 2018-го совокупный объем поставок составил 474 тыс. т. Однако в реальности к августу поставки шли в еще больших объемах: уже в мае железнодорожный экспорт СУГ из России в Беларусь увеличился до 107,375 т. Для сравнения: экспорт СУГ из России в Беларусь в 2015 и 2016 гг. составлял в среднем лишь около 20 тыс. т в месяц.

"Настоящая революция в сфере серых поставок сжиженного газа из России произошла во второй половине 2017 г., после того, как 1 мая Федеральная служба технического и экспортного контроля (ФСТЭК) РФ ввела дополнительную процедуру получения спецразрешений на прямые поставки СУГ из России в Украину, – объяснял "ДС" белорусский эксперт топливного рынка Кирилл Можейко. – Такое спецразрешение получил только один крупный производитель – "Роснефть". Именно он с тех пор стабильно и полностью легально поставлял напрямую в Украину порядка 40 тыс. т СУГ каждый месяц. А вот прочим российским торговцам сжиженным газом пришлось действовать обходным путем, через белорусские газонаполнительные станции (ГНС). Россияне быстро стали лучшими клиентами крупных ГНС в Могилевской, Гомельской и Брестской областях – то есть вдоль границы с Украиной".

По словам эксперта, до самых недавних пор в Украину перенаправлялась примерно половина СУГ, поступавшего в Беларусь по реэкспортной схеме. Потом крупнейший экспортер СУГ из РФ – "Сибур" – начал все больший объем отправлять в Польшу, а в "украинскую" нишу вошли другие поставщики, помельче.

Юридические вопросы решались просто: российский поставщик СУГ либо регистрировал в Беларуси дочернюю компанию, либо заключал договор с местной фирмой, уже работающей на рынке сжиженного газа. Работа через белорусские компании позволяла российским производителям СУГ "превращать" его на белорусской территории в де-юре уже белорусский сжиженный газ, таким образом обходя санкции. А далее "белорусский" СУГ уже вполне легально отправлялся в Украину.

"Наиболее сложная ситуация с точки зрения диверсификации поставок наблюдается в сфере сжиженного газа. На импорт из Беларуси и России приходится 60% украинского потребления. Однако в отличие от дизтоплива и бензина каналы поставок сжиженного газа и инфраструктура не так развиты, – сказал в комментарии для "ДС" президент Нефтегазовой ассоциации Украины Дмитрий Кулик. – В частности, остро не хватает хранилищ (газонаполнительных станций, ГНС), морских перевалочных комплексов и парка вагоноцистерн. В Украине есть только два морских газоперевалочных комплекса в Одессе и Ильичевске, которые контролируются группой "Приват". Однако их мощностей будет недостаточно, чтобы полностью перекрыть дефицит сжиженного газа в случае прекращения поставок из России и Беларуси. Прекращение поставок сжиженного газа из Беларуси может привести к дефициту автогаза и уж точно к росту цен на все виды топлива (бензин, ДТ и автогаз)".

С конца августа, однако, объемы реэкспорта российского газа в Украину через Беларусь быстро уменьшаются. В конце сентября разрешение ФСТЭК на прямые поставки СУГ на украинский рынок получили еще две российские компании – "Лукойл" и "Газпром газэнергосеть". Если прямые и на 100% легальные поставки из РФ достигнут достаточного объема, необходимость реэкспорта через Беларусь отпадет.

Пока тот же "Лукойл" не привозил большие объемы в Украину, но если начнет работать этот механизм, то, конечно, уменьшится доля реэкспорта, потому что это был один из ответов на ограничение прямых поставок.

Как мы и предсказывали неделю с небольшим назад, для украинских потребителей автомобильный пропан-бутан будет некоторое время дорожать. Ровно то время, пока сворачивание серых реэкспортных поставок не начнет компенсироваться белыми прямыми поставками из России. Вопрос только в том, когда именно ситуация нормализуется и на каком ценовом уровне. Нельзя также исключать и влияние политических моментов на ситуацию с автогазом, поскольку по большому счету Украина остается заложником России в этой истории.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

2 Травня 2024

Аграрії просять уряд на три місяці продовжити чинне бронювання працівників

ДТЕК Енерго спрямував прибуток за минулий рік на відбудову ТЕС

В Брюселі пройде форум ЄС-Україна з питань оборонної промисловості

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

ВСІ НОВИНИ ⇢