Наставят камер по всей стране – в правительстве придумали, где взять денег на автофиксацию

Точка зору

В правительстве придумали, где взять средства на развитие автоматической фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Законопроект №9244, призванный решить проблему дефицита средств, Кабмин подал в Верховную Раду 29 октября. Если парламент поддержит инициативы чиновников, отстраивать масштабную сеть камер начнут с января 2019 года.

Что предлагают

Суть правительственной идеи с одной стороны проста и логична. А с другой – вызывает изумление. Ведь деньги на развитие системы планируют брать с самих штрафов, собранных при помощи все той же автофиксации нарушений ПДД.

Проект предлагает направить 50% штрафов в специальный фонд государственного бюджета, откуда 40% отдадут национальной и патрульной полиции, а 60% – областным советам. В обоих случаях исключительно на цели восстановления, развития и поддержания системы автофиксации.

«За трассы государственного значения в Украине отвечают центральные органы власти, а за областные и городские дороги – чиновники на местах. Но если с первыми все ясно – здесь развитием системы займется полиция и мининфраструктуры, – то со вторыми остается много вопросов. Ключевой: как именно будут распределятся эти 60% между разными областями», – задается вопросом автоюрист Владимир Караваев.

Ответа на него не дает даже законопроект. В нем лишь отмечается, что средства будут направлять на места в виде субвенции из государственного бюджета. А делить штрафные деньги станут по некой формуле, которую еще предстоит разработать Кабмину и выписать в подзаконных актах.

В чем секрет

На первый взгляд затея Кабмина бессмысленна. Может показаться, что чиновники предлагают развивать систему за счет средств, которых не существует. Ведь их источником могут быть исключительно штрафы, собранные при помощи самой системы автоматической фиксации – документ однозначно указывает на это.

Однако, говорят юристы, суть проекта не в том, чтобы найти деньги на масштабный проект, а в том, чтобы заложить на законодательном уровне гарантированный источник возврата вложенных инвесторами в проект денег.

«Эксперты подсчитали, что только на первом этапе на запуск системы нужно выделить не менее $0,5 млрд. Очевидно, что найти такие деньги в бюджете нереально. Потому в правительстве работают над привлечением инвесторов на базе закона «О государственно-частном партнерстве». Такие есть, но чтобы они решились на масштабные вложения, им нужны гарантии возвратности инвестиций», – поясняет Караваев.

Идея Кабмина проста: власти на местах проводят тендеры и привлекают инвесторов. Те устанавливают камеры, поверяют их и проводят регулярное обслуживание за счет собственных средств. А зарабатывают и возвращают инвестиции за счет выписываемых штрафов. Часть из которых гарантированно направляется из защищенного бюджетного спецфонда на оплату их услуг.

Когда это заработает

Владимир Караваев уверяет, что интерес со стороны инвесторов к украинской системе автофиксации есть. И немалый. По его словам на сегодняшний день 3-4 иностранные компании выразили готовность вложиться в установку камер на украинских дорогах.

Привлекают автоштрафы, впрочем, не только иностранцев. Например, не так давно частная украинская компания обратилась к киевской горадминистрации с предложением прописать на местном уровне возможность допуска частных инвесторов к развитию автофиксации в столице.

КГГА эта идея пришлась по нраву – здесь уже выписали проект решения Киевсовета, который может быть проголосован в ближайшее время. Не станут тянуть и с тендером по отбору партнера.

Загвоздка только в том, говорят юристы, что даже с учетом всех упомянутых изменений, полноценно работать система автофиксации все равно не сможет. Ведь украинцы просто будут «отбивать» письма счастья в судах, как делали это прежде.

Частично это проблему правительство попыталось решить при помощи реестра надлежащих пользователей – его создание выписали в недавно вступившем в силу законе «О парковках». Но 100% защиты от претензий водителей норма все равно не гарантирует, говорят юристы.

«Чтобы система начала работать, нужно решить несколько важных вопросов. Первый – новый госстандарт для самих измерителей. Работа над ним близка к завершению и вскоре он будет принят, что уберет ряд сугубо технических оснований оспорить зафиксированное в автоматическом режиме нарушение. Второй – юридические нюансы применения штрафных санкций к водителям без их присутствия», – добавляет Караваев.

Впрочем, работают в правительстве и над решением этой проблемы. Одна из идей, говорит Караваев, имплементировать в Украине польскую модель. В соседней стране с водителями, которые отказываются признавать свою вину, поскольку они якобы не управляли автомобилем в момент нарушения, поступают просто. Их штрафуют не за само, например, превышение скорости, а за отказ «сдать» реального правонарушителя.

Однако и такое решение может оказаться в украинских реалиях несостоятельным. Ведь 63-я статья Конституции фактически закрепляет за украинцем право отказаться свидетельствовать против себя, членов своей семьи или близких родственников.

Так или иначе, у чиновников еще есть время для разработки юридически выверенного механизма удаленного применения штрафных санкций. Пройдет несколько месяцев, пока парламент рассмотрит «инвестиционный» законопроект, Кабмин пропишет все необходимые подзаконные акты, а чиновники на местах проведут конкурсы по отбору инвесторов. Немало времени потребуется и на установку камер и их поверку. Не исключено, что к тому времени, как система автофиксации будет готова выписывать штрафы технически, правительство подтянет и юридическую часть.

Юрий Павлов

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢