Минтранс опоздал с решением

Точка зору

Минтранс собирается ввести скидки на перевалку транзитных грузов в морских и речных торговых портах. По отдельным позициям дисконт составит 40-50%. Однако портовики не уверены, что утерянные за восемь месяцев грузопотоки удастся вернуть так скоро, как прогнозируют чиновники.

На сайте Министерства транспорта появился проект приказа «О размерах скидок к предельным аккордным ставкам платы за выполнение погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами в портах Украины». В документе предлагается ввести скидки на перевалку целого ряда грузов, традиционно следующих транзитом через морские ворота Украины. Право предоставлять дисконт получили такие порты, как Ильичевский, Керченский, Мариупольский, Рени, Усть-Дунайский, Херсонский, Одесский, Южный и Бердянский. Наиболее часто встречающиеся позиции, на которые грузовладельцы смогут получать скидку,— чугун, черные металлы, зерно, уголь и руда. Кроме того, в транспортном ведомстве считают целесообразным установить скидку в размере 50% на зерно и химические грузы, следующие транзитом через судоходный канал «Дунай — Черное море».

Как говорится в проекте приказа, документ разработан на основании проведенного анализа финансово-экономических результатов работы портов в первом полугодии, а также на базе предложений портов по введению таких скидок, которые также подкреплялись экономическим обоснованием. Мониторинг этих показателей привел Минтранс к неутешительным выводам: в первом полугодии при отсутствии скидок объемы перевалки транзита снизились на 7 млн. т (по данным Госкомстата, на 24%), а недополученные доходы портов составили почти $25 млн. «Данный акт подготовлен с целью недопущения дальнейших финансовых потерь портов»,— говорится в объяснительной записке к приказу. Чиновники полагают, что принятие нормативного акта позволит портам вернуть утраченные в 2009 г. транзитные грузопотоки и привлечь до конца года дополнительный транзит в объеме около 4,8 млн. т. «Согласно прогнозным расчетам портов, при условии действия скидок планируется во втором полугодии 2009 г. получить от выполнения погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами около 150 млн. грн. доходов»,— уверяют разработчики приказа.

Заметим, цитата из объяснительной записки к проекту приказа свидетельствует о том, что документ планировалось ввести в действие как минимум к началу второго полугодия. Портовики же утверждают, что свои предложения по скидкам они подали в транспортное ведомство еще в ноябре прошлого года — при формировании бюджетов и финансовых планов на следующий год. Как рассказали «i» представители морских гаваней, они рассчитывали, что новый приказ вступит в силу сразу после окончания срока действия предыдущего (1 января 2009 г.). Это позволило бы удержать грузовладельцев и продлить контракты с существующими контрагентами на следующий тарифный год. Однако этого не произошло, следствием чего стали катастрофические, как утверждают в портах, потери на «транзитном» фронте. «Только на казахской нефти, которая с начала года ушла в российские порты, мы за восемь месяцев потеряли около 4 млн. т транзитной перевалки»,— сетует замначальника Одесского порта Юрий Васьков. Однако скидка на нефтяной транзит для Одессы не попала в разработанный проект приказа — порту разрешили давать привилегии только при перевалке чугуна и черных металлов. Хотя тут рады и этому: «По этим грузам речь будет идти, конечно, не о миллионах, но о сотнях тысяч тонн груза, что нам сейчас совсем не помешает»,— говорит Юрий Васьков.

Впрочем, не все порты разделяют оптимизм чиновников в части скорого возвращения в украинские гавани утраченного транзита. «Потерять грузопоток можно за два дня, но чтобы его потом восстановить, понадобятся годы»,— констатирует начальник Херсонского порта Андрей Егоров. Поэтому хозяйственник не берется прогнозировать, насколько вырастет грузопоток после введения скидок. «Ежемесячные 40 тыс. т российского угля, которые мы имели в конце прошлого года, совсем не гарантируют, что сегодня с возвращением скидки это будут те же 40 тыс. т. Конкуренты ведь тоже учитывают нашу тарифную политику при формировании своей»,— уверен господин Егоров.

В целом же портовики как один сетуют на негибкость транспортного ведомства, которое не реагирует оперативно на конъюнктуру рынка. «Уже сентябрь, а приказ, потребность в котором назрела еще в январе, только разработан. Сколько еще пройдет времени, прежде чем его подпишут и утвердят в уполномоченных органах, неизвестно»,— разводит руками Андрей Егоров. «В то время как госпорты потеряли в перевалке 20%, за тот же период у частных стивидоров объемы на 20% выросли. Все потому, что они более гибки в принятии решений»,— вторит ему Юрий Васьков.

Екатерина Гребеник

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢