Украина аграрная Ездить на кукурузе. Когда украинское биотопливо заменит российский бензин

Точка зору
Мировой опыт: топливо не из скважины

Крупнейшая автобусная компания Шанхая Shanghai Jiushi запустила на своих маршрутах автобусы на биодизельном топливе из переработанного пищевого масла – c 7 мая на маршруты вышло больше 2 тыс. таких автобусов. Применяемое для их заправки топливо на 5% состоит из биодизеля, полученного путем переработки отработанного растительного масла из точек общественного питания. В Шанхае в год производится до 30 тыс. т отработанного пищевого масла, при помощи которого можно выпустить примерно в 600 тыс. т биодизеля. По прогнозам, объем ежегодного потребления биодизеля маршрутными автобусами составит порядка 22 тыс. т.

А знаменитые двухэтажные автобусы Лондона используют биотопливо, которое состоит из традиционного ДТ (80%), смешанного с маслом, произведенным из кофейной гущи (20%). Для этого компания Bio-bean собирает использованную кофейную гущу из кафе и ресторанов и перерабатывает на собственном заводе. Полученное топливо марки B20 можно спокойно заливать в баки автобусов с дизельными двигателями.
Bio-bean подсчитала, что Великобритания ежегодно производит порядка 500 тыс. т кофейной гущи, большая часть которой отправляется на мусорные свалки, где выделяет вредные парниковые газы. То есть производство "кофейного" биотоплива позволяет одновременно снизить и количество выхлопов, и токсичность городских свалок.
Подобных примеров – множество по всему миру. Человечество, напуганное скачущими ценами на нефть и ухудшением экологической ситуации, быстро учится производить моторное топливо из разной сельскохозяйственной органики. Если в 2000 г. было произведено только 9,2 млн т биотоплива, то в 2018-м – уже 91,3 млн т. Мировые лидеры по производству биотоплива – США, Индонезия, Бразилия. Их догоняют Германия, Франция, Аргентина, Китай.

Биодизель и биоэтанол: не смешивать!

Моторное топливо биологического происхождения бывает двух типов – биодизель и биоэтанол. Биодизельное топливо получают из масличных культур, животных жиров, используют и масляные отходы пищевой промышленности. Поскольку получить биодизель можно из практически любого жира растительного или животного происхождения, его производство оценивают как более выгодное в сравнении с выпуском спиртовых добавок к бензину фактически из пищевых продуктов.

Биодизель используют и как добавку к обычному дизтопливу, и как чистое биотопливо. Как сырье для производства биодизеля чаще всего используют семена рапса. Биодизель производят с помощью химической реакции растительного масла и этилового или метилового спирта в процессе этерификации. Метанол более распространен, поскольку сравнительно дешевле этанола.

В отличие от "нефтяного" ДТ, биодизель при попадании в природу не причиняет вреда ни растениям, ни животным. Он подвергается полному биологическому распаду: в почве или воде микроорганизмы за месяц перерабатывают 99% биодизеля.

Биодизель используют как смесь с дизельным топливом. Популярна смесь биодизеля с долей 20% в дизельном топливе (В20), хотя используют и смеси с более низкой долей – 1, 2, 5%. Чистый биодизель (В100) также пользуется высоким спросом во многих странах, особенно в Германии. Однако при низких температурах он требует применения специальных антифризов, поскольку топливо расслаивается. Другой недостаток – гигроскопичность горючего, то есть его свойство поглощать влагу из атмосферы, что вызывает коррозию элементов топливной системы. Биодизель агрессивен по отношению к резиновым деталям, поэтому двигатели приходится модифицировать.

Ну а биоэтанол (по сути, просто технический этиловый спирт) получают из сахаросодержащих, крахмалосодержащих и зерновых культур и также используют как смесь с обычным бензином. Здесь процесс производства – это хорошо знакомое брожение с последующей перегонкой. Можно сказать, что нет принципиальных отличий между установкой для получения биоэтанола и самогонным аппаратом.

Украинский опыт: производить можем, но не хотим

По оценкам ООО "НИИ альтернативных топлив", Украина готова к производству как минимум по 0,5 млн т биодизеля и биоэтанола в год. Для производства такого объема чистого биодизеля потребуется 1,5 млн т семян рапса, которые можно получить с 1 млн га пашни. Добавим сюда возможность получения биодизельного топлива из отходов мясокомбинатов и птицефабрик, а также отходов рафинации растительных масел, отработанного фритюрного жира.

Собственную технологию получения экологически чистого биотоплива разработали в Винницком аграрном университете. Похожее на солярку горючее производят из смеси масла подсолнечника, сои и рапса. В университете утверждают: заправлять таким горючим можно не только тракторы, но и автомобили. "Стоимость производства – 10-15 грн. Если предприятие имеет собственное сырье и мощности для производства биодизеля, – это оптимальный вариант", – считает Ирина Гунько, завкафедрой альтернативных топливных ресурсов.

Тем не менее для производства биотоплива в Украине пока не создано достаточно условий – экономических, технических, законодательных. Хотя нельзя сказать, что ничего не делается. Еще в конце 2017 г. в Верховную Раду был внесен законопроект № 7348 о стимулировании производства жидкого биотоплива. Трейдеров хотели обязать продавать бензин и дизтопливо с обязательным установленным уровнем примеси биотоплива. Изначально предполагалось, что с 1 января 2019 г. в реализуемых бензинах содержание биодобавок (в процентах от общей энергетической ценности) должно быть не меньше 3,4%; а еще через год – 4,8%. Для дизтоплива порог был несколько ниже – 2,7%, поскольку в стране пока нет нужных мощностей по производству биодизеля. По расчетам авторов проекта, нововведение привело бы к тому, что ежегодное потребление жидкого биотоплива к 2020 г. возросло до 390 тыс. т (в том числе добавки к бензину до 320 тыс. т, к дизтопливу – до 70 тыс. т).

Нынешнее потребление биотоплива отечественным транспортом в шесть раз меньше. При этом Украина практически его не производит, только некоторое количество биоэтанола на заводах ГП "Укрспирт" – Зарубинском и Гайсинском. Сегодня даже тот немногий биодизель, который потребляется в Украине, завозится из стран Евросоюза. Парадокс в том, что это биотопливо производится из сельхозпродукции, поставленной на экспорт украинскими предприятиями. Украина в этой сфере остается в роли поставщика сырья и покупателя конечного продукта, но не его производителя. В частности, наша страна ежегодно экспортирует в страны ЕС до 4 млн т рапса, из которого там производят около 1,4 млн т биотоплива. Экспорт семян рапса вместо выпуска биодизельного топлива сокращает прибыль украинских компаний на 200% (оценка ООО "НИИ альтернативных топлив").

Как отмечают в ассоциации "Укрбиотопливо", спрос на значительные объемы биоэтанола позволил бы загрузить простаивающие мощности предприятий ГП "Укрспирт" (оцениваются в 123 тыс. т в год). На производство биоэтанола можно перепрофилировать и сахарные заводы.

Украина полностью перешла на стандарт топлива Евро-5, который предусматривает 5%-ную добавку биотоплива. Однако на деле трейдеры пользуются тем, что стандарт предусматривает от 0 до 5%, и практически топливо продается без биодобавок.

Главная преграда для производства биотоплива в Украине – акцизный сбор на него на уровне, фактически равном традиционному топливу. Согласно Налоговому кодексу акцизный сбор на биодизель составляет 106 евро за 1 тыс. л, но это при условии содержания менее 70% нефтепродуктов. Более приближенное к европейским стандартам топливо с содержанием биодобавок до 5% имеет акциз, аналогичный традиционному, – 213 евро за 1 тыс. л.

Именно введение акцизного сбора на топливо в 2013 г. спровоцировало обвал отечественного производства биотоплива. По данным ассоциации "Укрбиотопливо", до этого момента в Украине было более 14 производителей, большая часть из которых сейчас закрыты.

Особое мнение агропроизводителя

В Украине крупные агропроизводители пока не рассматривают производство биотоплива как выгодное направление бизнеса. "Наш агрохолдинг занимается выращиванием сельхозкультур и позиционирует себя как обеспечивающий именно продовольственную безопасность Украины и мира. Современные глобальные тенденции осуждают переработку потенциальных пищевых продуктов, особенно сырья, на энергетические продукты (в любом виде), даже несмотря на то, что существует мировой тренд к переходу на энергию из возобновляемых источников, – пояснила "ДС" глава направления коммуникаций Группы компаний "Укрлендфарминг" Марианна Конина. – Не вдаваясь в технологические и маркетинговые подробности производства и реализации, всю экономическую и экологическую целесообразность, в целом корректным и этичным будет только производство биотоплива и биодобавок к моторному топливу исключительно из отходов сырья и его переработки, отходов пищевых продуктов или глубокой переработки растительной целлюлозы (самый дорогой вариант переработки)".

Марианна Конина отметила, что на Дубенском сахарном заводе, входящем в Группу компаний "Укрлендфарминг", имеется цех по производству биоэтанола из жома и патоки (побочные продукты переработки свеклы и производства сахара). Но вследствие низких мировых цен на сахар завод простаивает, и биоэтанол, соответственно, не производится. Имеются также наработки по строительству небольших биоэтаноловых заводов на базе крупнейших элеваторов, принадлежащих "Укрлендфарминг". Эти проекты предполагается реализовать в недалеком будущем.

Важно понимать, что у биотоплива есть серьезный недостаток: большинство растений, из которых его можно получить, сильно истощают грунт. Из растений, пригодных для изготовления биотоплива, в Украине самая большая посевная площадь у пшеницы и подсолнечника. Выращивается также рапс, соя, кукуруза и сахарная свекла. Почти все эти растения (кроме сои и пшеницы) представляют опасность для грунта.

С другой стороны, наличие биологических видов топлива в энергетическом балансе каждой страны – все более актуальный вопрос в контексте энергетической и экологической безопасности. Сельское хозяйство становится источником сырья не только для пищевой промышленности, но и для энергетической отрасли. Учитывая большой аграрный потенциал, наша страна могла бы частично обеспечить себя собственными биоэнергетическими ресурсами, что способствовало бы уменьшению зависимости от импорта энергоносителей и улучшению окружающей среды. В частности, Украина может стимулировать внутреннее производство, наладив выпуск биотопливных добавок к бензину и дизельному топливу. Для этого есть все условия.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

2 Травня 2024

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

ВСІ НОВИНИ ⇢