Автомобилям прочат длительный застой

Точка зору

Однако украинские производители не склонны приукрашивать действительность и рисуют довольно мрачные прогнозы. Согласно им, падение спроса только усугубится, и 2010 г. будет для рынка еще более неудачным, чем текущий.

«В августе было продано 14,5 тыс. автомобилей, в июле — 13,3 тыс. Это незначительно, но все же лучше, чем в провальном июне, когда продажи составили 11 140 авто. Наиболее неудачными для автодилеров стали февраль-июнь: уровень реализации транспортных средств за это время скатился к периоду 2003 г. В то же время мы можем говорить, что уже в августе результаты сопоставимы с 2004 г.»,— говорит гендиректор «АВТО Интернешнл» Елена Дунина.

Она полагает, что одной из причин возобновления покупательской активности в августе стало обесценивание национальной валюты: «Как правило, в такой ситуации у потребителя возрастает интерес к вложению средств и приобретению каких-то товаров»,— говорит она. По ее прогнозам, в случае относительной стабильности гривни (это исключит возможные ценовые колебания) темпы роста спроса на авто в осенние месяцы составят около 10%. «Наш консервативный прогноз — 15 тыс. автомобилей ежемесячно до конца года, а самый смелый — до 20 тыс. Таким образом, объем рынка до конца года составит около 180 тыс. транспортных средств»,— отмечает специалист.

Не в последнюю очередь положительное влияние на рынок окажет отмена действия импортной пошлины на ввоз новых авто. До сих пор осторожность дилеров не позволяла им ввозить машины в полном ассортименте цветовой гаммы и комплектации, что негативно сказывалось на спросе. Кроме того, утверждают импортеры, простимулировать покупательскую активность должно смягчение условий кредитования легковых авто. «Благодаря снижению размера первого взноса на некоторые модели и процентных ставок по кредиту доля продаж в кредит сейчас составляет 15-20%, в то время как еще весной она не превышала 5%»,— отмечают в «АВТО Интернешнл». Напомним, по итогам 2008 г., когда на украинском рынке было реализовано 623 тыс. автомобилей, удельный вес машин, проданных в кредит, составил 50%.

Заметим, такие оптимистические прогнозы крайне диссонируют с видением ситуации отечественными производителями. «В текущем году рынок составит около 150 тыс. авто. При этом не исключено, что в следующем году его падение продолжится, и будет продано не более 120 тыс. транспортных средств»,— уверен пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля. Как полагает господин Красуля, основной причиной вялого спроса станет ослабление курса национальной валюты. Этот фактор негативно скажется как на импортерах, которые вынуждены будут повышать цены на свою продукцию, так и на внутренних производителях, которые, как утверждает господин Красуля, по-прежнему не ощущают государственной поддержки отрасли.

При этом представитель корпорации объясняет относительный всплеск продаж в августе приближающимися выборами. «Замечено, что накануне выборов люди обычно более интенсивно совершают какие-то покупки. Скорее всего, в ближайшее время правительство попытается сохранять стабильность гривни, что также повлечет за собой временное оживление на рынке продаж авто. Но дальше ситуация будет только ухудшаться»,— отмечает Сергей Красуля.

Большинство же независимых аналитиков склонны присоединиться к тем, кто не ожидает в ближайшей перспективе закрепления позитивных тенденций в сфере продаж легковых авто. Одна из причин — финансирование бюджетных расходов во втором полугодии будет хуже, чем в первом, а это снизит финансовые возможности как населения, так и предприятий. В связи с усиливающимися бюджетными и курсовыми рисками деловая активность скорее будет падать, нежели расти, прогнозируют эксперты. А близость президентских выборов называют не положительным фактором, а одним из рыночных рисков: это совсем не то время, когда совершаются инвестиции, потенциальные покупатели занимают выжидательную позицию. Следовательно, ждать оживления как минимум в сфере корпоративных продаж ранее середины зимы однозначно не стоит.

Основной причиной вялого спроса станет ослабление курса национальной валюты. Этот фактор негативно скажется как на импортерах, которые вынуждены будут повышать цены на свою продукцию, так и на внутренних производителях

Екатерина Гребеник

Новини

30 Квітня 2024

Газові доходи росії впали в чотири рази після відключення постачань в Європу

ЄС має зробити більше для обмеження імпорту сталі з Азії – Acerinox

У березні експорт чорних металів із Туреччини зріс на 9,6%

Японія у березні суттєво скоротила експорт металобрухту

Країни G7 домовилися закрити свої вугільні електростанції не пізніше 2035 року

ООН висловила стурбованість: росія збільшила атаки на залізничну інфраструктуру України

ОГХК отримав 30 млн грн прибутку

Інтерпайп у I кварталі збільшив сплату податків на 90%

Глобальне виробництво DRI зросло на 9,4% у березні

Україна може отримувати до 70 млрд на рік, якщо збільшить ренту за транзит російської нафти

Скасування мит ЄС допомогло українським металургам вистояти під час війни – експерт

США розглядають заборону на імпорт російського урану

Український експорт з чорноморських портів сягнув довоєнного рівня – Кислиця

УЗ має всі механізми для продажу брухту

У березні французькі металурги збільшили виплавку сталі на 13%

Для зеленого переходу Європі до 2030 року потрібні майже €600 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢