Как Гончарук собирается потратить на ремонт дорог 85 млрд и хватит ли этого

Точка зору

Добрая украинская традиция: каждое новое правительство Украины начинает работу с обещаний “наконец-то сделать дороги”. А спустя примерно полгода выкатывает красивую программу, как это планируется сделать. Если, конечно, финансирование будет достаточное и в срок.

Не стал исключением и нынешний Кабмин. 27 января министр инфраструктуры Владислав Криклий презентовал план работы “Укравтодора” “Дороги UA 2020”. Главные цифры мероприятия: на дорожные нужды правительство направит 85 млрд грн, что позволит отремонтировать более 6 тыс. км дорог, из них — 4 тыс. км общегосударственного значения, остальные — местного. Многое о планах правительства рассказал и присутствовавший на презентации премьер-министр Алексей Гончарук.

Что не так с нашими дорогами

“Без хороших дорог не будет экономического роста, экономического прорыва, это невозможно просто потому, что логистика решает в современном мире … Дороги — это и рабочие места, и налоги, — сказал Гончарук. — Поэтому в этом году мы поставили себе целью построить рекордное количество дорог — минимум 4000 км. Речь не о ямочном ремонте, речь идет или о новом строительстве или реконструкции… Лично я считаю флагманским проектом на этот год дорогу Решетиловка — Днепр, где мы должны достичь максимальной скорости, чтобы соединить первоклассной дорогой Киев с Днепром, а затем с Мариуполем — то есть фактически до Мариуполя должна быть хорошая дорога, по которой можно быстро добраться”.

Впрочем, по основным магистралям Украины еще передвигаться можно, а вот в провинции даже такие дороги не всегда есть. Как оказалось, премьер об этом знает.

“Не менее важно строить дороги и в пределах областей, дороги меньшего значения. Там приоритеты еще определяются — они будут построены, исходя из того, где будут самые важные, по нашему мнению, приоритетные объекты социальной инфраструктры, опорные школы, больницы”, — сказал глава Кабмина. По его мнению, масштабное дорожное строительство должно начаться уже с 1 марта.

При этом Гончарук признал, что у дорожников и смежных с ними компаний часто возникают сложности с результатами тендеров. Премьер призвал Антимонопольный комитет максимально быстро реагировать на жалобы относительно тендеров.

Откуда деньги на дороги

Ремонт старых и строительство новых дорог будет финансироваться из нескольких источников: Государственного дорожного фонда (31,5 млрд грн), путем привлечения средств под государственные гарантии (около 20 млрд грн), средств международных организаций (техническая помощь, 4,3 млрд грн), средств местных бюджетов (22,17 млрд грн), а также за счет дополнительного финансирования (до 35 млрд грн).

Последний пункт вызывает вопросы: что это за деньги, откуда? В отдельном интервью глава “Укравтодора” Александр Кубраков пояснил, что Верховная Рада приняла два законопроекта (№2660 и №2661), которые позволят “привлекать на внешних рынках дополнительное финансирование”. Один из вариантов такого привлечения, говорит Кубраков, — выпуск собственных еврооблигаций. Впрочем, вероятность подобного сценария, по его же оценкам, — 50%.

“Мы рассматриваем разные варианты. Один из них — выпуск еврооблигаций. Мы будем еще консультироваться с Минфином, когда и как нам лучше это сделать. Но пока планируем в конце первого полугодия. Благодаря этому мы сможем отремонтировать еще 1000 км дорог”, — рассказал Кубраков.

Можно сравнить планы, изложенные в документе “Дороги UA 2020”, с дорожными проектами предыдущего Кабмина. Владимир Гройсман собирался в 2019-м потратить на дороги 55 млрд грн, из них 14,6 млрд — пустить на ремонт местных дорог. А в 2018-м правительство под его руководством отчиталось о построенных и отремонтированных 3800 км украинских дорог — это был наибольший показатель за последние 14 лет, потрачено было 32,6 млрд грн.

Как будут строить

Подробности плана “Дороги UA 2020” присутствовавшим изложил глава Государственного агентства автомобильных дорог Украины (”Укравтодор”): “6 тыс. км дорог за один год — это рекорд для современной Украины, тем более речь идет не только о ремонтах и строительство, но и о внедрении современных бизнес-процессов, IТ-инструментов, — это переосмысление всей дорожной отрасли”, — сказал Александр Кубраков.

По его словам, для реализации поставленных целей “Укравтодор” полностью пересматривает свою работу: модернизирует подходы на всех этапах, от оптимизации закупочного процесса (типовая тендерная документация и обеспечение равных и честных условий для всех участников), формирования новой кадровой и антикоррупционной политики (запуск системы KPI и обновление руководящего состава региональных служб), развития ИТС (масштабирование системы “Взвешивание-в-движении” на всю сеть украинских дорог) к внедрению прозрачных и независимых механизмов оценки качества работ.

Впрочем, это примерно стандартная речь любого высокопоставленного руководителя государственного агентства или другой госструктуры. Есть ли за этими словами что-то реальное, мы увидим в конце года.

Реальны ли планы Кабмина

Давайте посчитаем. Общая протяженность автодорог Украины — 172,4 тыс. км; из них автодороги местного значения — 155,6 тыс. км. По данным самого Мининфраструктуры (еще при Владимире Омеляне), 97% автодорог требуют ремонта, из них 30% — капитального (читай: проехать по ним крайне сложно). Глава “Укравтодора” Александр Кубраков на презентации признал: 95% дорог пребывают в неудовлетворительном состоянии. Это, как несложно посчитать, почти 164 тыс. км.

Даже если дорожники смогут привести в порядок все обещанные 6 тыс. км, это будет примерно 1/27 от потребности. Учитывая, что свежеотремонтированная дорога сразу начинает снова приходить в негодность, при таких темпах даже при 100%-ном финансировании и 100%-ном же его освоении потребуется более 30 лет, чтобы привести дорожную сеть Украины в хотя бы относительный порядок.

С другой стороны, начинать с чего-то надо, и рекордная наполненность Дорожного фонда (более 50 млрд грн) — хорошая для этого возможность. “Задача на 2020 г. — “сшить” страну. У нас есть отдельные регионы-острова, до которых невозможно добраться по нормальной дороге”, — констатировал на презентации глава “Укравтодора”.

Отдельная тема — безопасность дорог, как новых, так и отремонтированных. По статистике, ежегодно в Украине на дорогах гибнут, по разным оценкам, от 3,5 до 5 тыс. человек. И очень немалая доля вины здесь в низком качестве украинских дорог.

Теперь министерство хочет это исправить, проведя масштабный аудит безопасности дорог по всей стране. На 2020 г. запланирована подготовка аудита, на 2021-й — старт аудита для международных дорог, на 2022-й — для национальных дорог.

В рамках аудита предусмотрено проектирование безопасных дорог и предотвращение мест концентрации ДТП, внедрение стандартов безопасности дорог и уменьшение социальных и материальных потерь от ДТП. По крайней мере, так объяснили в “Укравтодоре”. Правда, эксперты, которых “ДС” просила объяснить отличие “опасной” дороги от “безопасной”, лишь пожимали плечами. По их словам, любая дорога, построенная с соблюдением всех стандартов, — безопасна, это закладывается в ее проект.

Если внимательно переслушать выступление Александра Кубракова на презентации, то становится понятно: в реальности все сведется к введению независимого технадзора под кураторством Всемирного Банка и ЕБРР.

Еще в феврале 2018-го Мининфраструктуры представило расчеты, из которых следовало: каждый доллар, вложенный в дорожную инфраструктуру, дает около трех долларов прироста общего валового национального продукта. Судя по всему, новое руководство министерства в этих подсчетах своих предшественников ничуть не сомневается, и потому готово вкладывать деньги в дороги. Пока они есть. В смысле, и деньги, и дороги.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢