Распри деления

Точка зору

На минувшей неделе страна дождалась представления правительством проекта Бюджета на 2010 г. Проведено оно было премьер-министром Юлией Тимошенко публично. При этом она сказала много теплых слов в адрес самого документа и его разработчиков. Однако даже беглое ознакомление с проектом (на другое, вследствие того, что полный его текст вместе с пояснениями и приложениями занимает 793 страницы, просто не хватило времени) приводит к совсем иным оценкам, нежели были даны премьером.

Прежде всего стоит отметить очевидный факт: главный финансовый план государства может быть сколько-нибудь реальным, если основывается на более-менее реальных текущих показателях и прогнозах. Вряд ли мы кого-то удивим сообщением, что базис представленного документа ничего общего с реальностью не имеет. Напрягает то, что авторы проекта Госбюджета-2010 продолжают утверждать, что Госбюджет-2009 выполняется на 100% и более, а также, что “уровень выполнения помесячного плана доходов Общего фонда Госбюджета постоянно повышается”! При этом они, само собой, забывают упомянуть, что “повышать уровень выполнения” удается за счет:

ежемесячных перебросок запланированных к сбору платежей на декабрь (скоро план последнего месяца достигнет по объему четверти годового плана);
подпиткой бюджета гигантскими заимствованиями (только за первые 8 месяцев Кабмин привлек к финансированию бюджета на внутреннем и внешнем рынках более 60 млрд грн., что составляет почти 40% доходов Общего фонда за этот период).

Не вселяет оптимизма и то, что разработчики Госбюджета-2010 изначально опирались на заведомо нереальные макропрогнозы. Приведем несколько примеров. Скажем, объем номинального ВВП в 2010 г. спрогнозирован Кабмином на уровне 1178,6 млрд грн. (кстати, аналогичный показатель нынешнего года вообще засекречен — до сих пор в качестве официального прогноза значатся 1046,5 млрд грн., утвержденные еще в декабре 2008 г. и не имевшие ничего общего с реальностью изначально). Это означает, что рост номинального ВВП с 2008 г. по 2010 г. должен составить 24,1%. Сколько бы Кабмин ни “секретил” данные текущего года, можно с достаточной уверенностью прогнозировать, что в 2009 г.

номинальный ВВП останется примерно на уровне 2008 г.: 14%-ное падение реального ВВП будет компенсировано примерно таким же (или чуть большим) показателем индекса-дефлятора. Следовательно, рост номинального ВВП должен быть достигнут именно в 2010 г. Но даже если поверить в реальность прогнозируемого правительством роста реального ВВП на 3,7%, то получится, что ценовые индексы в следующем году должны вплотную приблизиться к 120%. А согласно макропрогнозу, они чуть ли не вдвое ниже.

Собственно, весь документ попросту соткан из подобных противоречий, которые правильнее было бы назвать подлогом. В результате из “надутого” до почти 1,2 трлн грн. ВВП вырисовываются 359,4 млрд грн. доходов Сводного бюджета (см. “Доходы…” на стр.15). При этом запланированный уровень перераспределения ВВП через Сводный бюджет немал, даже без учета нереальности прогноза по ВВП (см. “Удельный вес…”). О намерении еще более усилить фискальное давление на экономику говорит и сравнение роста доходов Сводного бюджета с ростом номинального ВВП (см. “Прирост…” на стр.15). И это если опираться на “сказочные” прогнозы и планы на текущий год. В реальности же доходная часть Сводного бюджета нынешнего года вполне может быть не выполнена на 40-45 млрд грн. Так что на самом деле закладываемый на 2010 г. рост доходов бюджета составляет около 35%! Соответственно, понятно, что собой представляет и запланированный дефицит Сводного бюджета в 46,7 млрд грн.

О доходах и их сущности хотелось бы сказать еще пару слов. В распоряжении БИЗНЕСа оказались некоторые материалы переписки между ГНАУ и Минфином относительно готовящегося Бюджета. В них можно увидеть реальные прогнозы поступления, во всяком случае, тех платежей, которые контролирует ГНАУ (см. “Планы поступлений…”). Отрыв от реальности впечатляет! Например, поступления налога на прибыль запланированы на 33% больше, нежели можно собрать. Но особенно впечатляет, безусловно, заложенный на будущий год объем средств на возмещение НДС. Кабмин прогнозирует существенный рост номинального ВВП, почти 10%-ный (к тому же в долларах) рост экспорта, но при этом… чуть ли не вдвое, по сравнению с текущим годом, сокращает план по возмещению НДС! Правда, глава Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин считает, что оборот облагаемых НДС операций уверенно перемещается в необлагаемый сектор (например, на рынки или просто “в тень”) и вектор прогноза в этом смысле выглядит правильно. Если же расчет Минфина базировался на двукратном сокращении легальной экономики, то не проще ли отказаться от НДС и перейти на какие-нибудь проверенные веками способы наполнения бюджета: подушный налог или барщина с оброком, наконец. В противном же случае возмещение НДС в стране просто остановится, а налог на добавленную стоимость окончательно де-факто превратится для всех, кроме избранных, в налог с оборота

В очередной раз не оправдались и надежды на укрепление собственной доходной базы местных бюджетов (см. “Удельный вес доходов…”). Она продолжает оставаться на мизерном уровне. И рассчитывать местные власти по-прежнему могут лишь на подачки в ходе перераспределения через Киев средств.

Сергей Саливон

Новини

30 Квітня 2024

Японія у березні суттєво скоротила експорт металобрухту

Країни G7 домовилися закрити свої вугільні електростанції не пізніше 2035 року

ООН висловила стурбованість: росія збільшила атаки на залізничну інфраструктуру України

ОГХК отримав 30 млн грн прибутку

Інтерпайп у I кварталі збільшив сплату податків на 90%

Глобальне виробництво DRI зросло на 9,4% у березні

Україна може отримувати до 70 млрд на рік, якщо збільшить ренту за транзит російської нафти

Скасування мит ЄС допомогло українським металургам вистояти під час війни – експерт

США розглядають заборону на імпорт російського урану

Український експорт з чорноморських портів сягнув довоєнного рівня – Кислиця

УЗ має всі механізми для продажу брухту

У березні французькі металурги збільшили виплавку сталі на 13%

Для зеленого переходу Європі до 2030 року потрібні майже €600 млрд

EUROFER очікує зростання споживання сталі в ЄС до 130 млн тонн

Українські енергетичні компанії за 2023 рік збільшили дохід на 8%

Розподілена генерація для захисту від блекаутів включатиме інноваційні системи – Укренерго

ВСІ НОВИНИ ⇢