Китай растет, Россия падает. Почему Украина в кризис больше наторговала с миром

Точка зору

Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.

Внешняя торговля Украины: радость замминистра

Согласно таможенной статистике, в I квартале 2021-го товарооборот Украины вырос на 12,13% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, достигнув $28,83 млрд. Отрицательное сальдо внешней торговли — $1,33 млрд (увеличилось на $170 млн). При том что база для сравнения на этот раз особенная: до марта прошлого года коронакризис, можно сказать, только зарождался. Этими данными воодушевился заместитель министра экономического развития, торгпред Украины Тарас Качка, который написал на своей странице в Facebook, что украинская экономика возрождается.

"Хорошая новость — экспорт растет. I квартал принес $13,75 млрд, что на 12% больше, чем за I квартал прошлого года. Но также растет и импорт. Не только из-за роста стоимости топлива. Больше импорта потребительских и промышленных товаров (группы 84, 85, 90). И главное — это больше автомобилей (87 группа). Это означает, что потребители готовы тратить. Это означает больше собранных налогов. Но это также и минус в нашем торговом балансе, динамика которого пока опережает прошлый год. И больше выбросов в наших городах", — считает Качка.

По всей видимости, главный повод для радости замминистра — рост экспорта в ЕС: на 17,9% за I квартал нынешнего года (если сравнивать с I кварталом 2020-го). Сюда же — "бешеными темпами" растущий экспорт в Китай: прирост квартал к кварталу составляет 55,3%. Параллельно и с Китаем и с ЕС сокращается отрицательное сальдо. А, например, с Польшей у Украины есть рост товарооборота на 16%, при этом — полный паритет по импорту и экспорту.

Сырье в обмен на топливо и оборудование: чем торгуем

По словам замминистра, основная движущая сила украинского экспорта — руда и черные металлы. И цены, и спрос на них растут в свете глобального увеличения спроса на сырьевые товары — это связано с постковидным восстановлением мировой экономики.

Посмотрим на таможенную статистику по базовым группам экспорта Украины: зерну, руде и металлу. В I квартале 2020-го мы продали за границу зерна на $2,6 млрд, черных металлов — на $2 млрд, руды и концентратов на $930 млн. В I квартале 2021-го: зерна — на $2,17 млрд, черных металлов — на $2,67 млрд, руды и концентратов на $1,77 млрд.

Впрочем, растет и импорт. В I квартале 2020-го Украина импортировала по большей части топливо (на $2,35 млрд), электрическое оборудование (на $1,3 млрд), энергетическое оборудование (на $1,2 млрд), средства транспорта (на $1,3 млрд), электронику ($212 млн). Сейчас картина импорта такова: топливо — $2,6 млрд, электрическое оборудование — $1,34 млрд, энергетическое оборудование — $1,5 млрд, средства транспорта — $1,55 млрд, электроника — $313,5 млн. Как видим, тут тоже есть рост, но значительно меньший, чем по экспорту.

Однако есть общая тенденция: несмотря на коронакризис, доходы населения Украины в целом растут. А значит, растет спрос и на потребительские товары. При этом значительная их доля на прилавках украинских магазинов — это импорт (например, почти вся электроника). Соответственно, растет и импорт.

Порадовался Тарас Качка и росту экспорта несырьевых товаров. Так, за I квартал украинские компании продали за границу мебели на 50% больше чем годом ранее, на общую сумму $247,4. При этом баланс торговли такими товарами положительный — сальдо в пользу Украины составляет $132,7. В принципе, положительных примеров, аналогичных мебели, хватает — только абсолютные цифры экспорта там пока совсем невелики.

Экономическая география: с кем торгуем

Чем можно объяснить столь стремительный рост "китайской доли" в товарообороте Украины? Очень вероятно, что это — одно из последствий перестройки китайской внешней торговли, которую Пекин затеял после того как проиграл Америке в начале 2020 г. торговую войну. С тех пор там поступательно диверсифицируют свою торговлю.

Сейчас Китай у нас на первом месте: товарооборот с ним в I квартале составил $4,2 млрд, наш экспорт в Китай — почти $2 млрд, импорт оттуда — $2,3 млрд. Отрицательное сальдо — $328 млн. А год назад ситуация была другой: товарооборот по итогам I квартала составлял $3,1 млрд, наш экспорт — $1,3 млрд, импорт из Китая — $1,9 млрд, отрицательное сальдо — $665 млн.

Что касается структуры торговли с Китаем, то год назад в украинском экспорте преобладали руда (почти $465 млн), зерно (почти $253 млн), жиры ($217 млн) и корма для животных ($125 млн). А в импорте из Китая — электрическое оборудование (на $512 млн), энергетическое оборудование ($301 млн), далее с большим отрывом обувь, транспорт, химия и потребительские товары.

Теперь расклад примерно такой же, но на ощутимо больших объемах: мы экспортируем в Китай преимущественно руду (уже на $766 млн за минувший квартал), зерно ($616 млн), жиры ($281 млн) и корма ($138 млн). Импортируем — опять же электрическое (на $577 млн) и энергетическое оборудование ($418 млн), и далее по списку. Чего-то покупаем больше, чего-то немного меньше, но в целом товарная структура нашей торговли с Поднебесной не поменялась.

На что следует обратить внимание, Китай стал закупать намного больше украинского сырья и продукции АПК. Рост закупок руды вполне объясним посткризисным восстановлением промышленности. А с агропродукцией все интереснее. В прошлые годы из Китая в США в основном поставлялась бытовая и компьютерная электроника, а также ширпотреб. Из США в Китай — на 30% техника, на 70% — продукты питания. Но после череды торговых войн с Вашингтоном в Пекине решили, что импорт продовольствия и кормов для животных надо диверсифицировать. Потому что в случае нового конфликта Штаты своим фермерам просто больше субсидий дадут (компенсируя потерянный экспорт в Поднебесную), а миллиард "голодных китайцев" — это проблема серьезная.

Вторым по величине внешнеторговым партнером Украины год назад (после Китая) была Россия. Товарооборот с РФ составлял по итогам I квартала 2020-го $1,9 млрд, украинский экспорт в РФ — $648 млн, импорт из РФ — $1,2 млрд, отрицательное сальдо — $570 млн. За год ситуация в абсолютных показателях изменилась мало: товарооборот — $1,8 млрд, экспорт в РФ — $650 млн, импорт — почти $1,2 млрд, отрицательное сальдо — $514 млн. Но зато РФ теперь — только 4-й по значимости внешнеторговый партнер, ее опередили Польша и Германия.

При этом Польша на втором месте имеет товарооборот $2,1 млрд с положительным для Украины торговым сальдо в $2,7 млн. С Германией у нас, правда, не все так радужно: товарооборот на $1,9 млрд, зато отрицательное сальдо — $697 млн. Получается, украинские деньги делают немецких производителей богаче, а не наоборот.

Также Тарас Качка в своем посте порадовался росту товарооборота с Турцией. Смотрим на статистику. По итогам I квартала 2021-го Украина наторговала с южным соседом на $1,5 млрд. Сейчас Турция на пятом месте среди наших торговых партнеров, с украинским экспортом туда на $881 млн, импортом из на $618 млн, положительным для нас сальдо на $263,5 млн. Что же касается качественной структуры — здесь у нас есть к чему стремиться. Основной украинский экспорт в Турцию — черные металлы, зерно, руда, продукты питания. Импортируем же мы топливо и нефть, транспортные средства, энергетическое и электрическое оборудование: последние статьи — это продукция с большой добавленной стоимостью.

Не столько труд, сколько конъюнктура

Важно понимать, что внешняя торговля считается в деньгах, то есть при росте цен ее объем вырастает, хотя физические поставки товаров могут оставаться прежними или даже сокращаться. Является такой рост торговли реальным или дутым — предмет вечного спора экономистов. Однако понятно, что, например, недавний рост цен на бензин/дизтопливо стал фактором увеличения объемов импорта, только не в физическом выражении, а в денежном. С другой стороны, глобальное подорожание сырья (в нашем случае зерна и руды) — мощный фактор повышения объемов украинского экспорта. Курс гривни к доллару (только в течение 2020 г. нацвалюта обесценивалась более чем на 20%) тоже имеет значение. Здесь влияние не такое прямое: при понижении стоимости национальной валюты отечественные производители становятся более конкурентоспособными на международных рынках, правда, это не повод для стойкого оптимизма, поскольку внешняя ценовая конъюнктура может поменяться, а наша сырьевая ориентация нашей внешней торговли останется.

И вот тут кроется вопрос: с чем именно связаны нынешние успехи внешней торговли Украины? Большие количества товаров стали пересекать границу, или это просто цены на них выросли? Мы видим, что по большому счету объемы торговли в физическом выражении не сильно изменились (в целом немного упали). По одним группам товаров показатели несколько выросли, по другим — снизились. А вот цены поменялись куда более значительно — в основном отсюда и рост. От длительности этой тенденции и изменений в структуре торгового оборота Украины зависит ответ на вопрос, действительно ли можно говорить о "возрождении украинской экономики", как считает Тарас Качка.

Денис Стаджи

Новини

2 Травня 2024

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

ВСІ НОВИНИ ⇢