Реформу Укрзализныци необходимо вернуть на повестку дня

Точка зору Транспорт
Реформу Укрзализныци необходимо вернуть на повестку дня

Год 2021-й должен был быть многообещающим для украинской железнодорожной отрасли. «Укрзализныця» утвердила амбициозный инвестиционный план на сумму 27 млрд грн. Мининфраструктуры утвердило проект приказа о начале реформы «УЗ», согласно которому в структуре компании создавались два отдельных подразделения — «УЗ Карго», для управления грузоперевозками, и «УЗ Инфра», для управления инфраструктурой.

Однако реформа «УЗ» с треском провалилась, когда наблюдательный совет заблокировал все решения профильного министерства и прямо запретил правлению проводить какие-либо структурные изменения. И это при том, что 2020 год ж/д монополист закончил с рекордным убытком почти в 12 млрд грн. Мининфраструктуры особо не сопротивлялось: законопроект о железнодорожном транспорте убрали в дальний ящик, а НС инициировал очередную смену главы правления «Укрзализныци».

Вместо реформы «УЗ» бизнес получил очередное повышение тарифов на ж/д грузоперевозки. Первый этап повышения состоялся в середине августа, второй пройдет 1 января 2022 года. В совокупности ж/д логистика станет дороже для грузоперевозчиков на 30%. Дополнительные затраты бизнес в этом году составят 2 млрд грн, в следующем – 10 млрд грн. Большинство экспертов сходятся во мнении, что полученные средства будут потрачены неэффективно и частично разворованы.

В частности, так было в 2019-м, когда после повышения тарифов на грузоперевозки «УЗ» получила дополнительно 7 млрд грн. Однако инвестплан компании по итогам года был выполнен лишь наполовину. Скорее всего, так произойдет и в 2021 году, ведь никаких качественных изменений в «УЗ» не произошло. А вот для бизнеса повышение тарифов приведет к потере конкурентоспособности продукции. Особенно сильный удар будет нанесен по экспортерам, ведь на внешних рынках идет жесткая ценовая конкуренция.

Считаю, что Министерство инфраструктуры обязано вернуть вопрос реформирования «Укрзализныци» на повестку дня. В дополнении к разделению компании на самостоятельные структурные подразделения следует принять законопроект №1196-1 о железнодорожном транспорте. Это позволит демонополизировать сферу ж/д логистики и повысить инвестиционную привлекательность отрасли. По оценкам экспертов, потенциальный оборот рынка после реформы может достичь 80-100 млрд грн в год. Это мощный драйвер роста украинской экономики.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢