Евро дождался автографа спикера

Точка зору

Владимир Литвин пообещал подписать закон о внесении изменений в госбюджет-2009 относительно выделения 9,8 млрд. грн. на финансирование подготовки к проведению в Украине чемпионата Европы по футболу 2012 г. Вчера вечером свое обещание спикер выполнил: документ опубликован на сайте Рады. Однако поиск денег для организации Евро — отнюдь не главная проблема его устроителей.

История принятия Радой и неподписания президентом закона о финансировании спортивного форума драматична, как хороший футбольный матч. В июне 2009 г. парламент изменил госбюджет-2009, предписав Нацбанку за счет авансирования его прибыли выделить 9,8 млрд. грн. для подготовки к Евро-2012. Президент вернул этот закон парламенту со своими предложениями. Затем Рада повторно проголосовала конституционным большинством за этот закон (объединив усилия двух фракций — БЮТ и Партии регионов), но глава государства 4 сентября вновь вернул плод трудов парламентариев, указав на внесенные ими небольшие правки и расценив его как новый закон, а не преодоление вето. Президент настаивает, что выполнение НБУ возложенного на него обязательства приведет к необоснованной эмиссии со всеми отрицательными последствиями — ускорением инфляции, падением гривни, ростом социальной напряженности. 6 октября ВР предложила Виктору Ющенко либо самому подписать закон, либо это сделает спикер.

Говоря о возможных последствиях выделения Нацбанком 9,8 млрд. грн., старший экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин отметил: требуемая депутатами сумма не окажет определяющего влияния на динамику инфляции, поскольку «10 млрд. грн. для экономики на самом деле — немного. Другое дело, если такая практика будет продолжена».

Более скептичен исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко: он полагает, что финансирование Евро за счет Нацбанка все же будет стимулировать инфляцию. «Прибыль НБУ на подобные вещи не тратится, нельзя реализовывать инфраструктурный проект таким образом. Финансировать подобные мероприятия надо, привлекая частного инвестора или долговые ресурсы, но точно не за счет Нацбанка»,— сказал «i» эксперт. «Кто сказал, что я как налогоплательщик должен оплачивать Евро-2012? С какой стати все мы должны заплатить инфляционный налог просто из-за того, что необходимо профинансировать большой инфраструктурный проект?» — возмутился он, отметив, что принимая упомянутый закон, депутаты руководствовались политическими, а не экономическими интересами. При этом аналитик не исключил, что деньги могут уйти не по назначению. «Выборы — это основное, что сейчас мотивирует многих»,— полагает Олег Устенко.

С последним тезисом не согласен член комитета Рады по экономической политике Алексей Плотников (фракция Партии регионов), заверивший «i», что деньги для Евро не станут источником финансирования предвыборной кампании: «Я не вижу возможностей успеть их использовать. Сколько до выборов-то осталось?» — задался вопросом депутат. В то же время он акцентировал на необходимости жесткого контроля над использованием средств. Что же до того, из каких источников финансировать Евро, то господин Плотников считает оптимальным делать это за счет инвесторов. «Но в условиях неблагоприятного инвестиционного климата единственный выход — бюджетное финансирование»,— убежден парламентарий.

Президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики Владимир Лановой сомневается, что закон о финансировании Евро будет выполнен в принципе. «9,8 млрд. грн.— придуманная цифра, исходя из показателя разницы доходов и расходов Нацбанка в прошлом году. В 2008 г. было предоставлено 160 млрд. грн. банковского рефинансирования. Почему в этом году рефинансирование и процентные ставки должны быть такими же? Никто этого не доказал, но депутатам захотелось поверить в сказку»,— сказал «i» эксперт (напомним, рефинансирование — один из источников доходов НБУ.— «i»). По словам Владимира Ланового, центробанк не даст денег правительству: «У него их нет, и просто так напечатать их нельзя. Объем выпуска облигаций правительства ограничен бюджетным дефицитом и другими показателями закона о госбюджете. Поэтому закон фактически не будет выполняться».

«В процессе подготовки к Евро-2012 наш государственный аппарат демонстрирует низкую менеджерскую эффективность,— констатирует директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.— Недостаточна координация усилий по организации чемпионата на всех уровнях власти. Есть проблема и в отношениях между властью и инвесторами. Постоянное узкое место — инфраструктура: аэропорты, железные дороги, скоростные магистрали, гостиницы и проч. Эти проблемы преследуют страну на протяжении всего времени независимости». Так что, по мнению эксперта, деньги на проведение чемпионата найти можно, но не их поиск является решающим фактором успеха. Проблема в острой нехватке в Украине менеджеров, способных на должном уровне организовать представительский футбольный форум европейского масштаба.

Ксения Лазоренко

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢