Украине срочно необходима реформа УЗ

Точка зору Транспорт
Украине срочно необходима реформа УЗ

Обострение угрозы российского вторжения актуализировало проблему ж/д логистики. Сегодня «Укрзализныця» обеспечивает перевозку более 80% экспортных грузов, большую часть из которых составляет продукция ГМК и АПК. В свою очередь эти сектора экономики обеспечивают 2/3 валютных поступлений. Учитывая тот факт, что угроза российской военной агрессии значительно увеличила для Украины стоимость заимствований на внешних рынках капитала, стабильность экспорта становиться вопросом национальной безопасности. А одним из главных факторов ее обеспечения является стабильность внутренней ж/д логистики.

Таким образом мы переходим к главному вопросу – может ли сегодня «УЗ» гарантировать стабильность и оперативность доставки грузов? К сожалению, скорее нет, чем да. Статистика показывает, что компания-монополист уверенно показывает стабильность лишь в одном – повышении тарифов на грузовые перевозки. За последние пять лет тарифы «УЗ» выросли на 200% (!), что почти в 4 раза превысило рост инфляции. Похоже, руководство компании не дружит с экономической логикой, придерживаясь простого принципа: не хватает денег – нужно повысить тарифы.

Рост доходов «УЗ» от повышения тарифов никак не сказывается на показателях эффективности ж/д логистики. В 2021 году монополист начал массово нарушать нормативные сроки доставки грузов. По некоторым товарным группам сроки доставки выросли на 200-300% (!), из-за чего грузоотправители получили двойные убытки – от повышения тарифов и от несвоевременной доставки грузов. Особенно чувствительный удар получили экспортеры, так как каждый провал «УЗ» снижает конкурентоспособность украинских экспортеров на внешних рынках.

При всем при этом реформа «Укрзализныци» по-прежнему стоит на месте. Амбициозные инвестиционные планы о вложении десятков миллиардов гривен в модернизацию ж/д инфраструктуры и подвижного состава, чаще всего остаются на бумаге. Выполнение годового инвестплана за всю историю «УЗ» ни разу не превысило 70%. Куда идут дополнительные миллиарды, полученные от повышения тарифов – не понятно. Рискну предположить, что они попросту растворяются в «котле» неэффективности и коррупции, которые царят в компании.

Перед Украиной стоят чрезвычайно серьезные вызовы. Чтобы их преодолеть, мы не можем себе позволить содержать «госкомпании-черные дыры», такие как «УЗ». Призываю власть немедленно начать структурную реформу «Укрзализныци», а именно разделить ее на самостоятельные филиалы по видам бизнеса: тяга, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, вагоны, инфраструктура, ремонты. Кроме того, необходимо провести масштабную демонополизацию во всех сегментах кроме инфраструктуры. Делать все это следует «на вчера», так как завтра может оказаться слишком поздно.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢