Железную дорогу спасет лишь реформа УЗ

Точка зору Транспорт
Железную дорогу спасет лишь реформа УЗ

Удивительно читать заявления топ-менеджеров «Укрзализныци» об успехах компании. Спросите у любого грузоотправителя, как ему сегодня работается с железнодорожным монополистом – и вы услышите много интересного, причем риторика будет отнюдь не восторженная. А все потому, что за последние годы «УЗ» превратилась в настоящую головную боль для бизнеса. Особенно это касается экспортеров, которые 80% всех грузов доставляют в морские порты именно по ж/д. По перевозкам отдельных товарных групп сроки доставки грузов выросли в 2-3 (!) раза. Из-за этого экспортеры не выполняли вовремя контракты, и порой вместо ожидаемой прибыли получали убытки, причем двойные – и от повышения тарифов на ж/д перевозки, и от несвоевременной доставки грузов.

Пожалуй, повышать тарифы на грузоперевозки – это единственное, что умеет делать УЗ. По данным отраслевых экспертов, за последние пять лет эти тарифы в Украине выросли на 200%, хотя общий уровень инфляции составил около 50%. Это к вопросу об экономической целесообразности, которой постоянно спекулируют чиновники, оправдывая очередное решение о повышении. Тарифы растут, но «УЗ» не может эффективно использовать дополнительные доходы: например, ежегодный инвестиционный план выполняется в лучшем случае на 60-70%. А остальные средства бесследно исчезают в «черной дыре» бесхозяйственности.

Сегодня «Укрзализныця» представляет из себя «колосса на глиняных ногах». Огромная по масштабам деятельности компания-монополист увязла в долгах и коррупции. По данным НАБУ, только в 2020 году потери «УЗ» вследствие коррупции на закупках составили 8 млрд грн. Компания находится в состоянии хронической убыточности, так как практика перекрестного субсидирования убыточных направлений за счет прибыльных полностью убивает стимулы эффективного управления. Ведь как ни работай, все равно в итоге «УЗ» окажется в убытках.

Ситуацию может спасти лишь немедленная структурная реформа, а именно – разделение «УЗ» на несколько самостоятельных филиалов по видам бизнеса. Дальнейшее промедление с реформой лишь приблизит окончательный крах компании.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

17 Травня 2024

США не хочуть віддавати U.S.Steel японцям

У I кварталі виручка Vallourec скоротилась на 26%

Шведська компанія хоче побудувати ще чотири заводи водневої металургії

Єврокомісія почала розслідувати імпорт білої жерсті з Китаю

Dunaferr модернізує прокатні стани

Нафтогаз з початку року запустив 7 нових свердловин – Шмигаль

Україна запропонувала Аргентині та Чилі зону вільної торгівлі

Внаслідок бойових дій на території України викиди СО2 сягнули 180 млн тонн

Китай інвестує у зелене авіаційне паливо

російські порти знизили перевалку вантажів на 4%

Виробництво сталі в Китаї скоротилось на 3%

Металурги у квітні збільшили експорт довгого прокату на 7,6%

Уряд змінив порядок бронювання від мобілізації на підприємствах двох сфер економіки

Україна вийшла на максимальну потужність імпорту електроенергії з ЄС

Уряд виділив 1,5 млрд грн для відновлення Зміївської та Трипільської ТЕС

Данія виділить Україні новий пакет військової допомоги на 750 млн євро

ВСІ НОВИНИ ⇢