Наталия Королевская: «Чтобы нормально провести реформу углепрома, нужно несколько лет политических каникул»

Точка зору

Сегодня инвесторов, скорее, привлекут не работающие угольные предприятия, а разработка недр. Об этом и о перспективах развития углепрома рассказала «і» Наталия Королевская, являющаяся сегодня одним из самых компетентных людей в отрасли.

Вопрос: Есть концепция реформирования угольной отрасли. Известен перечень угледобывающих предприятий, который Минуглепром предложил ФГИ к приватизации. Но постоянный процесс реструктуризации приводит к тому, что многие шахты выводятся из состава госпредприятий. Дойдет ли существующий список объектов к моменту приватизации в его нынешнем виде?

Ответ: Список, конечно, может измениться. Минуглепром его передал в Фонд госимущества, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки: прописать механизм приватизации, понять, где есть нестыковка на уровне законодательства, найти общее видение потенциальных инвесторов. Но процесс заблокирован — с нашим ФГИ все уходит в бездну. Из Фонда Минуглепром получает только письма: «Не нашли заинтересованных инвесторов», «Не смогли подготовить справки», «Мы дальше занимаемся этим вопросом».

Стоит задача не только найти эффективного инвестора, но и сохранить угольные запасы. Реорганизация углепрома, которая была начата 10 лет назад, привела к потерям части запасов и части перспективных шахт, которые сначала довели до убыточного состояния, а потом закрыли. 11-15 млрд. грн. на реструктуризацию и создание рабочих мест для шахтеров на протяжении пяти лет использованы крайне неэффективно. В результате и шахты не закрыли подобающим образом, и рабочие места не создали.

Нужно сказать честно: станет ли все хорошо, если мы найдем эффективных инвесторов и продадим все шахты? Нет. Есть перспективные шахты, есть прибыльные шахты и есть шахты, которые необходимо реструктуризировать. Для этого необходимо общественное понимание, грамотная финансовая и экономическая политика в угольной отрасли. В сегодняшнем политическом противостоянии это сделать практически невозможно. Без финансового оздоровления очень мало инвесторов захотят купить даже перспективные шахты без реструктуризированной налоговой задолженности.

Государственные шахты в Украине в большинстве своем являются градообразующими. Таким образом, сегодня в украинские угольные предприятия входят заводы, дома, пароходы, дороги, железнодорожные пути и т.д. Это висит грузом на всей отрасли, поэтому сначала необходимо провести внутреннюю реструктуризацию и отделить угледобывающие активы от всего, что не связано с угледобычей.

В: На каком этапе находится процесс реформирования отрасли и каковы его перспективы?

О: Чтобы говорить о реформировании отрасли, необходимо принять закон об особенностях приватизации углепрома, который должен получить общественное согласие, и провести широкий комплекс мер по подготовке предприятий к приватизации. К примеру, Польша только на программу реструктуризации угольных предприятий потратила 20 млрд. грн.

Сегодня, несмотря на устаревшее техническое состояние шахтного оборудования и кадровый голод, у нас растет добыча угля. Мы стали первой страной в СНГ, принявшей закон о престижности шахтерского труда. В 2009 г. можно начинать поэтапное реформирование отрасли, чтобы к 2011 г. угольная промышленность стала бездотационной. Зарплаты шахтеров к 2010 г. можно вывести на европейский уровень. Необходимо провести адаптацию субъектов угольной отрасли к существующим рыночным отношениям — тогда мы увидим прозрачную экономику наших угольных предприятий.

С 1990-х гг. создано более пяти программ реформирования угольной промышленности, но ни одна не выполнена более, чем на треть. Без жесткой сцепки между Минфином, Минэкономики, Минуглепромом и ФГИ невозможно эффективно реорганизовать, приватизировать и финансово оздоровить угольную отрасль. Нужно хотя бы несколько лет «политических каникул» для углепрома, чтобы спокойно провести программу реформирования отрасли.

В: 90% активов угольных предприятий находятся в залоге у Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ). Если продавать шахты с долгами, то их цена будет намного меньше рыночной стоимости. Планируется ли погасить налоговый долг угольных предприятий?

О: Угольные предприятия имеют колоссальную задолженность и перед ГНАУ и Пенсионным фондом (ПФ), и перед другими кредиторами. В 2008 г. был первый опыт, когда закрыли задолженность по электроэнергии бюджетными трансфертами. Минуглепром получил несколько миллиардов гривень, эти же деньги он заплатил за электроэнергию, а энергетики заплатили эти деньги в бюджет. Я считаю, что точно такую же схему финансового оздоровления нужно применить и по остальным долгам перед государством, потому что миллиарды существующей задолженности не выплатит ни одно угледобывающее предприятие. При этом большую часть задолженности составляют штрафы за неуплаченные в срок налоги.

Программу по бюджетным трансфертам для погашения задолженности должен разработать Минфин. Лично я против того, чтобы деньги ходили по кругу, чтобы половину получаемых дотаций угольные предприятия возвращали в бюджет в виде налогов. Поэтому необходимо провести подсчеты, понять налоговую нагрузку, необходимую для местных бюджетов и ПФ. А то, что угольщики платят налог на прибыль и НДС, по меньшей мере, смешно — кроме того, что они являются крупными плательщиками в бюджет, они дотируют почти каждую лампочку в квартирах.

В: Вероятно, приватизация угольных предприятий будет проводиться на аукционах. В то же время существует всем известное понятие сговора участников. Существует ли какой-то механизм, который предотвратит это явление при приватизации углепрома?

О: Мы с вами видели, что сговора участников рынка не получилось даже при торговле углем на аукционах, а вы говорите о приватизационных аукционах. Думаю, это маловероятно. Но вопрос сейчас в другом: найти инвесторов, которым это будет интересно. Я не видела пока что огромного количества потенциальных покупателей —+ ведь отсутствуют механизмы реальной защиты инвестиций и гарантии прав собственности на добытые полезные ископаемые.

В: Вы лично готовы приобрести шахту?

О: Нет.

В: Это неинтересно или существуют другие причины?

О: Этим нужно жить. Шахта — как ребенок. Если его правильно кормить, учить, то вырастет хороший образованный человек. А если его недокармливать и недоучивать, то потом нечего жаловаться на детсад или школу. Недофинансирование углепрома за последние 15 лет составляет 30 млрд. грн., более 200 тыс. человек ушли из отрасли. У нас не так уж и много шахт, которые интересны для инвесторов. Здесь должны быть исключительно профессионалы, которые имеют команду, знания, опыт и располагают серьезным финансовым ресурсом. Покупая шахту, инвестор получает еще и огромную социальную нагрузку под контролем профсоюзов. В любом случае будет прописано, что в случае невыполнения финансовых и социальных обязательств, инвестор вернет предприятие государству без компенсации вложений. На это можно идти только при стабильной политической ситуации в стране и с мощным финансовым потенциалом.

В: В связи с этим, не являются ли более привлекательными для инвестора недра по добыче угля?

О: Конечно, интересней. Если бы меня спросили, куда бы я вкладывала деньги, то я бы ответила — в строительство новой шахты. Существует положительный тренд — цена на уголь растет. И здесь возможно применять технологию концессии. Но в законе о концессиях углепром отсутствует. Нет и понимания между Минэкономики и Минфином — это нужно или нет. Мы потеряли лучшее время привлечения инвестиций в углепром — пик инвестиционного роста. Сомневаюсь, что в ближайший год, при набирающем обороты мировом финансовом кризисе, придут реальные инвесторы, желающие вкладывать деньги в такое достаточно рисковое и долгосрочное направление, как углепром.

В: Будут ли допущены к приватизации иностранные компании? В частности, Михаил Волынец неоднократно заявлял об угрозе того, что Россия, выкупив наши шахты, может их закрыть.

О: Российские инвесторы имеют огромные запасы угля у себя в стране. Когда я спрашивала людей, занимающихся угольной промышленностью в России, интересно ли им вкладывать деньги в украинские шахты, они смеялись. Да, есть вопрос с инвесторами, которые заинтересованы в монополии на рынке. Но этого невозможно достичь, так как такие шахты не подлежат приватизации. А на все остальные предприятия вряд ли пойдут российские инвесторы — у них себестоимость $50, а у нас доходит до $400.

Но считаю, что делать приватизацию только под украинских инвесторов тоже неправильно. Да и для иностранной компании не проблема создать офис в Украине и, соблюдая наше законодательство, через это представительство подать заявку на участие в приватизации. Думаю, все страны, входящие во Всемирную торговую организацию, должны быть допущены к приватизации. Тогда, возможно, будет конкуренция. Иначе есть сомнения, что мы вообще что-то продадим.

В: Многие заявляют о том, что именно ФГИ блокирует приватизацию углепрома. Но существует указ президента, запрещающий продажу угольный предприятий, не принят закон об особенностях приватизации углепрома.

О: От Фонда никто не требует, чтобы он быстро все продал. Да ему это никто и не позволит. Но от ФГИ и Минуглепрома должны исходить инициативы, как правильно провести приватизацию. Никто, кроме аппарата ФГИ, с его опытом и знаниями, не сможет этого сделать. Сегодня законопроект пишет Сергей Тигипко с группой соинвесторов, другие проекты передаются от одного министра к другому — по наследству. Минуглепром является инженером, который добывает уголь, но он не может писать приватизационные законы.

В: Известна ли позиция президента и оппозиции по вопросам приватизации углепрома?

О: Позиция президента, я так понимаю, выражена в его указе и решении СНБО. У оппонентов нынешнего руководства Минуглепрома есть политическая, но нет экономической позиции. И отношение к угольной промышленности у них политическое — позаигрывать с электоратом.

В: После проведенной приватизации будут ли дотироваться частные шахты?

О: Ни одна частная шахта в стране не дотируется. Я за то, чтобы с 2011 г. убрать все дотации и с государственных шахт. Необходимо давать удочки, а не рыбу. Не можешь поймать рыбу — иди и ешь удочку! Дотировать нужно только цену на уголь, как это делают во всем мире.

В: Целесообразно ли сохранить Минуглепром после завершения процесса приватизации?

О: Если в отрасли не останется госсобственности — нет. Вместо министерства нужно будет создать управление или какой-то другой орган, который будет контролировать правильность проведения горно-геологических работ, соблюдение технологий угледобычи, качество, выполнение всех обязательств по социальным гарантиям и контроль за закрытием шахт.

В: Несколько недель назад Кабмин первый раз выдал лицензии на добычу угля. А Минприроды пытается исключить из существующего порядка Кабмин как орган, уполномоченный на выдачу лицензий. Но разрабатывается ли сегодня новый порядок выдачи лицензий на добычу угля?

О: Длительное время процесс выдачи лицензий был вообще заморожен. Лишь недавно он сдвинулся с мертвой точки. С одной стороны, здесь есть положительный аспект — лицензии не выдаются, все запасы под контролем государства. Но, с другой стороны, в разных регионах добывается песок, камень, уголь и другие полезные ископаемые — без лицензий. Все ссылаются на то, что лицензию получить они не могут, а потому все эти процессы ушли, по большому счету, в тень.

Я считаю, что право на выдачу лицензий на добычу угля необходимо отдать Минприроды с Минуглепромом. Минприроды, конечно, хорошо знает запасы, но есть еще горно-геологические условия, качественные показатели угля и необходимые условия по технике безопасности. Поэтому одно лишь Минприроды не может принимать решение о том, кому и какие запасы отдавать. Существуют угольные поля, которые еще не присоединены к шахтам, но они рассматриваются как перспективные для дальнейшей работы. И есть случаи, когда на этих угольных полях обосновываются бизнесмены, добывая уголь. Тем самым мы создаем конфликт интересов между государственными и частными предприятиями. Естественно, частные предприятия побеждают, поскольку имеют больше ресурсов в судебной системе. Поэтому этот вопрос тоже должен быть урегулирован. И если в период, когда лицензии не выдавались, угольщики спали спокойно, то после принятия порядка выдачи лицензий они заняли активную позицию, чтобы выдача согласовывалась с ними. Иначе мы можем потерять те запасы, которые гарантируют энергетическую безопасность страны.

В: Если говорить о так называемых копанках, планируется ли их легализация?

О: Лично я выступаю за их легализацию.

В: И вопрос по ГП «Ровенькиантрацит» и «Свердловскантрацит». Есть ли какие-то планы насчет этих предприятий?

О: Согласно закону, «Ровенькиантрацит» и «Свердловскантрацит» не подлежат приватизации, и никто менять этот закон не решится.

Наталия Юрьевна Королевская родилась 18 мая 1975 г. в г. Красный Луч (Луганская обл.). 1992-1993 гг. — менеджер в СП «ЭТКО», 1993-1998 гг. — финдиректор АОЗТ «МЕТА». В 1997 г. окончила экономический факультет Восточноукраинского национального университета (менеджер в производственной сфере). 1998-2001 гг. — коммерческий директор СП «МЕТА Компани». В 2002 г. окончила Донецкую госакадемию управления по специальности «менеджер организаций». 2001-2006 гг. — председатель набсовета ЗАО «Луганскхолод» (ТМ «Королевское мороженое»). С 2003 г. — исполнительный директор Ассоциации товаропроизводителей Луганщины (30 предприятий). 2004-2006 гг. — координатор первого в Луганской области инвестиционно-строительного проекта «Оксфорд». 2002-2006 гг. — депутат Луганского облсовета. Была главой комиссии по холдингу «Донбасс Антрацит». С апреля 2006 г. — депутат ВР V и VI созывов от БЮТ, член политсовета партии «Батьківщина». Вице-президент Ассоциации налогоплательщиков Украины.

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢