Законодательство предлагает три варианта обжалования нарушений при госзакупках

Точка зору

Сфера государственных закупок стратегически важная для государства. В 2010 г. ожидаются закупки товаров, работ и услуг за государственные деньги в размере 151,469 млрд. грн. Это перспективный объем для отечественных субъектов хозяйственной деятельности, у которых есть возможность получить масштабные и стабильные заказы. Но при осуществлении любых процедур возможны нарушения, которые существенно повлияют на их результат.

Оспорить оспариваемому?

В соответствии со ст. 18 закона о госзакупках лицо, право или законный интерес которого нарушены вследствие решения, действия или бездействия заказчика (распорядителя государственных денег, который осуществляет закупку), может обратиться к заказчику с требованием устранения нарушения. По своей сути это обращение — жалоба.

Содержание жалобы, порядок ее подачи и рассмотрения могут быть установлены локальным актом заказчика.

По аналогии с жалобой обращение к заказчику должно содержать основания, на которых подается жалоба, ссылки на нарушения процедуры закупки или принятые решения, действия или бездействия заказчика, фактические обстоятельства, которые могут это подтверждать, требования субъекта оспаривания и их обоснование.

Заказчик должен сообщить всем заинтересованным лицам о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращения. Решение заказчика по результатам такого рассмотрения может быть оспорено в суде.

Следует заметить, что эффективность такого способа вызывает определенные сомнения, поскольку оспариваются действия лицами, которые их совершили.

Жалуемся в АМКУ

В соответствии со ст. 1 закона о госзакупках органом оспаривания является Антимонопольный комитет. Для рассмотрения жалоб в АМКУ сформирована Постоянно действующая административная коллегия Антимонопольного комитета, в состав которой входят три государственных уполномоченных. Жалоба может быть подана только лицом, право или законный интерес которого нарушено вследствие решения, действия или бездействия заказчика, которые противоречат законодательству в сфере государственных закупок (субъектом оспаривания). Жалоба в орган оспаривания подается субъектом оспаривания в письменной форме, должна быть подписана лицом, которое ее подает, и содержать такую информацию:

— наименование органа оспаривания;
— имя (наименование), место проживания (местонахождение) субъекта оспаривания, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если такие есть;
— наименование, местонахождение, почтовый адрес заказчика, решения, действия или бездействие которого оспаривается;
— основания, на которых подается жалоба, ссылки на нарушения процедуры закупки или принятые решения, действия или бездействие заказчика, фактические обстоятельства, которые это могут подтвердить, дата, когда субъекту оспаривания стало известно о таких решениях, действиях или бездействии;
— требования субъекта оспаривания и их обоснование.

К жалобе прилагаются документы, которые подтверждают нарушения процедуры закупки или неправомерность решений, действий или бездействия заказчика. Она подается не позже 14 дней со дня получения сообщения о соответствующем решении заказчика или со дня, когда субъекту оспаривания стало известно о нарушении его законных прав и интересов. Жалоба должна быть подана до момента заключения договора о закупке, так как такие обращения рассматриваются исключительно в судебном порядке.

Датой получения жалобы считается дата ее регистрации органом оспаривания. Жалобы, поданные до 12:00, регистрируются в день подачи жалобы, после 12:00 — регистрируются в следующий рабочий день. За подачу жалобы взимается плата в размере 5 тыс. грн. — в случае оспаривания процедуры государственной закупки товаров или услуг; 15 тыс. грн. — в случае оспаривания процедуры государственной закупки работ.

Подача жалобы не приостанавливает проведение закупки, за исключением случая, когда органом оспаривания принято решение о приостановке процедуры закупки. В любом случае заключение договора о закупке во время процедуры оспаривания запрещается.

Оспаривание результатов государственных закупок в АМКУ достаточно подробно регламентировано, по замыслу законодателя этот путь должен стать основным, но недостатком даже для добросовестных участников государственных закупок является достаточно высокая плата за оспаривание (хотя в то же время это является и защитой от искусственных затягиваний процедуры).

Подаем иск

Решения заказчика могут быть оспорены в суде. Закон не устанавливает исключительную подсудность, значит, можно сделать вывод, что имеется в виду соответствующий местонахождению заказчика окружной административный суд. Решения АМКУ могут быть оспорены исключительно в Киевском окружном административном суде. Срок исковой давности составляет 30 дней и не подлежит возобновлению.

Для того чтобы оспорить решение в суде, необходимо:
1) составить исковое заявление (требования к нему установлены ст. 106 Кодекса административного судопроизводства);
2) заплатить судебный сбор, который составляет 0,2 необлагаемого минимума доходов граждан (то есть 3 грн. 40 коп.);
3) подать исковое заявление с необходимыми копиями, количество которых зависит от количества ответчиков.

Проблемным является вопрос оспаривания результатов государственных закупок сразу в суде. Здесь следует руководствоваться ст. 124 Конституции и решением Конституционного суда №15-рп/2002. В Конституции закреплено, что юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве. А Конституционный суд дал официальное толкование данной нормы, в котором решил — право лица на обращение в суд для решения спора не может быть ограничено законом, другими нормативно-правовыми актами. А установление законом или договором досудебного урегулирования спора по волеизъявлению субъектов правоотношений не является ограничением юрисдикции судов и права на судебную защиту. Учитывая, что законом о госзакупках установлена подсудность решения споров административным судам, можно сделать вывод, что решения заказчика (которые, в соответствии со ст. 11 закона о госзакупках оформляются в виде протокола с подписями всех членов Комитета по конкурсным торгам), его действия или бездействие могут быть оспорены в суде в описанном выше порядке.

Глеб Норов

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢