«Газпром» хочет долгосрочные контракты с «Нефтегазом»

Точка зору

Виктора Ющенко ожидают с рабочим визитом в Брюсселе. Там он встретится с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, чтобы обсудить последствия украинско-российского газового кризиса, который завершился на прошлой неделе подписанием десятилетних контрактов между НАК «Нефтегаз Украины» и ОАО «Газпром». Кроме того, еврочиновники хотят поговорить о модернизации нашей газотранспортной системы. «Украинская газотранспортная сеть устарела. И это является большой проблемой»,— заявил господин Баррозу.

Ранее представители некоторых европейских стран высказывались в поддержку идеи создания международного консорциума по управлению нашей ГТС. Эту идею, которая была документально оформлена между Москвой и Киевом еще при президенте Леониде Кучме, также активно лоббирует «Газпром». И европейские потребители, и российская монополия стремятся получить возможности для контроля над работой ГТС, чтобы гарантировать себе надежность поставок голубого топлива.

Однако в Украине идея создания консорциума по управлению ГТС не находит большой поддержки во властных кругах из-за опасений, что Киев утратит в перспективе свои переговорные позиции в контактах с Кремлем. В частности, при обсуждении условий импорта газа украинским потребителям.

Пока Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко продолжают споры о том, насколько выгодны новые контракты «Газпрома» и «Нефтегаза», подписанные при участии премьера, в российской монополии уже рассуждают о перспективах дальнейшего сотрудничества с нашей страной. В частности, зампредправления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что в будущем не исключена возможность увеличения срока газовых контрактов с «Нефтегазом». Он надеется, что нынешние, заключенные на десять лет, газовые контракты «под угрозу или под сомнение никто поставить не может».

«Тем более что с обеих сторон подтверждено желание, не откладывая в долгий ящик и не через десять лет спустя, а в более короткое время, возможно, предусмотреть и подумать о сроке, который присутствует в наших других контрактах, а это может быть 20 и 25 лет, чтобы обеспечить ту самую безопасность, о которой все так мечтают»,— отметил господин Медведев.

Долгосрочные контракты, по которым работает с «Газпромом» вся континентальная Европа, помогают решить вопросы несогласованности цены и непрерывности поставок. В них есть формула цены на газ, которая регулярно пересматривается. Также там заложен следующий механизм: если стороны ведут переговоры о пересмотре формулы цены или уровня цены, то на период переговоров продолжает работать ранее подписанный контракт. А после заключения нового договора идет пересчет — с даты, когда было объявлено о необходимости изменения цены одной из сторон. При этом главный принцип — обеспечение непрерывности контракта и стабильного энергоснабжения. Аналогичный коммерческий механизм заложен в формулу обеспечения непрерывности транзитных потоков.

Ни в Украине, ни в Росси не подвергают сомнению также целесообразность определения цены на газ в привязке к определенной базе — к стоимости корзины нефтепродуктов, что, в свою очередь, зависит от колебаний нефтяных котировок. За последний год цена на нефть резко упала (в 2-2,5 раза). Таким образом, в ближайшей перспективе будет наблюдаться и значительное снижение цены на газ. Очевидно, это снижение продолжится до того момента, пока мировая финансовая система не стабилизируется. «Сегодняшняя цена нефти — отражение нового этапа глобализации, характеризующегося высокой неустойчивостью высоколиквидных глобальных финансовых рынков, построенных на торговле деривативами сложных производных, оторванными от рынков реального товара. Цена на нефть стала заложницей спекулятивных капиталов»,— сказал «i» доктор экономических наук Андрей Конопляник, консультант правления Газпромбанка.

По его словам, на мировом рынке нефти в середине текущего десятилетия была сформирована финансовая пирамида ожиданий роста цен: «Началось построение этой пирамиды с объективных процессов — с роста издержек добычи и объемов спроса при ожидании временной абсолютной нехватки добывающих и структурной нехватки перерабатывающих мощностей в результате недоинвестирования этих отраслей. Обширные вливания спекулятивного (преимущественно американского) капитала подстегнули начавшийся рост цен и еще больше разогрели рынок. Это раскрутило ценовую спираль на рынке нефти, еще больше увеличило приток спекулятивного капитала на этот рынок. Однако начавшийся мировой финансовый кризис, проблемы с ликвидностью у американских инвестиционных банков (которые являются важной и крупной группой игроков на нефтяном рынке и которые сами разрабатывали многие производные нефтяные инструменты) заставили спекулянтов вывести свои деньги с нефтяного рынка. Это произошло быстро и дало обвальный результат — естественный конец любого «пузыря», который обычно не сдувается, а схлопывается».

Впрочем, благодаря такой финансовой пирамиде на нефтяном рынке украинские потребители могут надеяться на сравнительно невысокую стоимость импортного газа в ближайшей перспективе.

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢