Портам вернут грузопотоки

Точка зору

Вчера законопроект «О морских портах Украины» (регистрационный номер 9712) был принят в первом чтении, «за» проголосовали 232 народных депутата. Это новая версия документа, законопроект в предыдущей редакции № 8881 ветировал президент. Тогда после долгих лет скитания коридорами власти проект закона «О морских портах» получил поддержку народных избранников в первом и втором чтениях, но глава государства посчитал, что с некоторыми положениями акта принципиально нельзя согласиться.

Речь шла не только о замечаниях, полученных от Минэкологии, но и о духе закона, в котором впервые для отечественного морского права зашла речь о возможности приватизации портовых объектов. Как раз этот аспект стал одним из спорных.

Тем не менее именно создание условий для цивилизованного ведения бизнеса в портах участники отрасли называют главным плюсом будущего «Закона о морских портах». Поэтому неудивительно, что вторая редакция документа не внесла в эту составляющую никаких принципиальных изменений. «Если говорить о ключевых положениях законопроекта, то они там остались. Это именно те моменты, которые связаны с созданием благоприятной среды для инвестиций в отрасль, приватизацией стивидорной деятельности, передачей в концессию портовых объектов. А то, что создавало какие-то противоречия, вынесено за рамки данного документа»,— говорит начальник Одесского порта Юрий Васьков.

Среди таких противоречий — вопросы, связанные со статусом земель водного фонда (упоминание о них исчезло из текста), с созданием земель резервного фонда, вопросы по операциям с балластными водами (именно к ним возникли претензии Минэкологии). Вместе с тем, без существенных изменений оставлены разделы законопроекта об особенностях приватизации объектов портовой инфраструктуры, частном инвестировании в объекты портовой инфраструктуры, механизмы компенсаций инвесторам вложений в стратегические объекты, которые, согласно этому же закону, не подлежат приватизации.

Теперь законопроект ожидает голосование во втором чтении, после чего через 12 месяцев он вступит в силу. Скорее всего, вынесение на голосование во втором чтении не заставит себя долго ждать. Закон явно получил статус приоритетного, об этом говорит хотя бы то, как мало времени заняло его рассмотрение в этот раз. Предварительно голосование было запланировано на середину марта, но уже в первый день пленарной недели его внесли в повестку дня, после чего поддержали без лишних разговоров по процедуре ускоренного рассмотрения.

Впрочем, обсуждать уже особо нечего: за все время стенаний вокруг многострадального законопроекта он выкристаллизовался до предела, а не услышать о его важности и не осознать ее мог только кто-либо бесконечно далекий от проблем портовой отрасли. Ведь до сих пор правовое регулирование здесь пребывает на уровне советской плановой экономики — например, в одних руках находятся функции по регулированию тарифов и безопасности, стивидорная деятельность.

«О том, что в этом плане нужно что-то менять, мы говорили еще в те времена»,— вспоминает Орест Климпуш, первый министр транспорта независимой Украины и соавтор первых редакций закона. По его словам, принятие закона поможет вернуть в украинские гавани утраченные за потерянные годы грузопотоки, а это около 30-40 млн. т.

С его принятием активизируется интерес к нашим портам со стороны международного капитала, считают аналитики.

«В России приватный капитал уже давно активно принимает участие в развитии портовых объектов. Интерес к этому бизнесу проявляют как транспортные, так и сырьевые промышленные компании. Уверен, что все они захотят принять участие в приватизации портовой инфраструктуры Украины, если таковая состоится»,— говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Ганелин.

Конечно, воспользоваться возможностями, которые предоставляет закон, получится не сразу — необходимо будет привести в соответствие с ним другие действующие нормативные акты, определиться непосредственно с процедурой приватизации. Тем не менее его принятие можно считать серьезным шагом навстречу всем будущим частным инициативам в сфере морского транспорта, которые до сих пор не видели готовности власти признать субъектом портовой деятельности какую-либо форму собственности помимо государственной. И эти инициативы наверняка заявят о себе очень скоро — как со стороны стратегических для страны экспортных отраслей, так и со стороны независимых транспортных компаний.

Валерия Галушко

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢