Эфирные войны

Точка зору

Президент в прямом эфире отчитал Леди Ю за договор с Путиным. В ответ Тимошенко «засветила» перед телекамерами секретный указ СНБО.

За неделю конфликт между Ющенко и Тимошенко вяло перетек на новый уровень: теперь в нем оказалась замешана Россия. Для того чтобы покрыть дефицит госбюджета – то есть наполнить «живыми» деньгами отрасли хозяйства, испытывающие явную нехватку средств, Леди Ю освоила эпистолярный жанр и написала несколько писем-прошений о кредитах. В строке «адрес» вписала руководителей США, России, Китая, ЕС и Японии – и отправила письма спецпочтой.

Почему президент не дал слова премьеру

Первыми ответили из РФ. Пообещали 5 миллиардов долларов. Но как рассказали представители президентского Секретариата, устраненные от процесса переговоров и узнающие информацию «по своим каналам», Кремль выставил Украине ряд требований. Для того чтобы получить кредит, к слову, весьма дешевый, Киеву якобы придется отказаться от претензий на советское имущество – то есть ратифицировать пресловутый нулевой вариант (см. кстати) и решить вопросы со спорным имуществом РФ на своей территории – ясно, в какую сторону.

Тут же начался скандал. Президент пригласил Тимошенко на откладывавшееся до последнего времени заседание СНБО, видимо, надеясь превратить зал заседаний Совбеза в газовую камеру для премьера. Говорил час.

– …Одиннадцатый пункт – перспективы ратификации соглашения о нулевом варианте!

Президент Виктор Ющенко потрясал документом, который ему поднес глава Секретариата Виктор Балога, как вещественным доказательством государственной измены.

Вот, мол, до чего договорилась с Путиным в Москве Юлия Тимошенко! И предлагал согражданам плевать в телеэкран, как только увидят там лик премьера.

А чтобы премьер не повернула ситуацию против самого президента, заговорив прямо из зала с телезрителями, Виктор Андреевич отказал дать ей слово. Разгромив позиции Леди Ю, он попросил прессу из зала. Судя по всему, «шоу» изначально и было организовано для дискредитации Тимошенко – ее объяснения, правдивые или нет, так или иначе не могли быть донесены до журналистов. Но Леди Ю все равно перехитрила президента. Она, наплевав на заседание Совбеза, вышла из зала вместе с журналистами и на ступенях Секретариата дала импровизированную пресс-конференцию. Чем, говорят, оскорбила всех сильных мира сего, заседавших на Банковой.

Эмоции взяли верх над Тимошенко

– Я не сделаю ни одного шага, направленного на ратификацию «нулевых соглашений» или на потерю Украиной газотранспортной системы! Я в глаза не видела технического задания, там нет подписи премьер-министра! Я понятия не имею, откуда у президента взялись эти ксерокопии! Меня удивляет, что для дискредитации правительства сейчас развернута такая кампания…

Премьер-министр Юлия Тимошенко отвергала все как клевету. И тоже призывала не верить лживым словам гаранта. Прогноз Ющенко относительно того, что премьер даст слабинку и «засветит» в прессе новые копии документов о переговорах в Москве, не оправдались, хотя эмоциональный срыв у Леди Ю все-таки произошел. Документы, коими потрясала премьер перед телекамерами, были проектом решения СНБО. Как водится, секретным – отказавшись показывать бумаги прессе, Тимошенко и сама сослалась на их секретность, однако одну гостайну все-таки раскрыла. Мол, по решению СНБО правительство обязано вернуть «газовому» посреднику, устраненному с рынка новым топливным договором с РФ – компании «РосУкрЭнерго» – 11 млрд «кубов» газа, которые Украина купила у «Газпрома» и уже перечислила за него деньги.

С тем, чтобы обелить себя перед общественностью, готовой «проглотить» фразы Леди Ю о «злочинном» посреднике, Секретариат президента немедленно снял с документов гриф секретности и разместил на официальном сайте президента. Но суть не в этом. Оглашая один из пунктов решения СНБО, Тимошенко прекрасно понимала, что рискует «схлопотать» обвинение в разглашении гостайны. Хотя, честно говоря, пару месяцев назад ее обвинили ни много ни мало – в государственной измене. Правда, доказательств изумленная общественность так и не дождалась. Но факт остается фактом: премьер совершила ошибку, которая могла бы стать зацепкой для спецслужб…

Президент и премьер ввязались в войну компромата

Гостайны в Украине разглашаются с завидной периодичностью.

Нарушение пункта 6 ст. 212-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях («нарушение законодательства о государственной тайне») – одна из наиболее частых ошибок власть предержащих. Например, в конце декабря прошлого года СНБО «поймал за руку» депутата от Партии регионов Василия Грицака, по ошибке обнародовавшего секретную информацию. На личном интернет-сайте нардепа появилась информация о подпольных типографиях, штампующих украинские акцизные марки и обнаруженных в Турции нашими спецслужбами. Месяцем позже СБУ составила протокол на другого регионала – Валерия Коновалюка, расследовавшего законность поставок оружия в Грузию после недавней кавказской войны и «слившего» в прессу часть секретной информации, героически добытой им в результате расследования.

Не говоря уже о чиновниках времен Леонида Кучмы – главе ДУСи Игоре Бакае, экс-главе МВД Николае Белоконе и экс-главе СБУ Игоре Смешко: судя по количеству обвинений, они вывезли в ближнее зарубежье половину украинского Госархива.

Почему-то на горячем ловят только чиновников или политиков среднего звена. Настоящие «небожители» в скандальные истории не попадают. То ли предпочитают подставлять кого-то из своих подчиненных, то ли просто не вмешиваются в грязные дела.

И хоть решение СНБО, с обидой в голосе обнародованное Юлией Тимошенко, грифа государственной тайны на себе не имело – являлось всего лишь секретным документом «для служебного пользования» – сути дела это не меняет. Секретная информация была разглашена в присутствии десятка телекамер.

Подобные «сливы» информации в прессу не приветствуются и самим Кабмином – взять хотя бы недавний скандал с обнародованием на одном из интернет-сайтов секретной докладной записки главы Минфина Виктора Пинзеника на имя премьер-министра, в котором чиновник в доступной форме изложил финансовое положение Украины. И хоть использование массмедиа в противостоянии «премьер – президент» – дело привычное, провокации с разглашением секретных документов пошли в дело едва ли не впервые за несколько лет вражды между первыми лицами государства.

КСТАТИ

Что такое «нулевой вариант»?

4 декабря 1991 года независимая Украина подписала Договор о правопреемстве и взяла на себя обязательства погасить 16,37 процента союзного долга. При этом Киев претендовал ровно на такой же процент в объемах собственности бывшего Союза. Россия согласно договору признавала за собой куда большие долги – 61,34 процента. Но и активы ее составляли те же внушительные 61,34 процента. Подобное соотношение объяснялось вкладом экс-союзных республик в ВВП СССР.

Но соседи-россияне тут же предложили и другой вариант – нулевой. Украина может и не платить часть долгов Союза, но и от своей доли союзной собственности должна отказаться. Соответствующее соглашение подписали в 1994 году.

Тогда это казалось выгодным – экономику лихорадило. В феврале же 1997 года экономическая ситуация в Украине стабилизировалась, и Верховная Рада отказалась ратифицировать договор о нулевом варианте. Появилась возможность вернуть себе зарубежные активы СССР, а заодно выяснить, что осталось от общих сокровищ Госбанка, Гохрана, Внешэкономбанка, Алмазного фонда с золотым запасом. Россия такой интерес игнорировала. Зато местные эксперты подсчитали: одна лишь зарубежная недвижимость Союза по самым скромным меркам «тянет» на 400 миллиардов долларов.

В итоге наша страна осталась единственной «необнулившейся» из всего СНГ. В 2006 году Внешэкономбанк РФ выплатил Парижскому клубу стран-кредиторов остаток общего долга в размере 21,3 млрд долларов. Кремль подчеркнул: обязательства перед всеми странами СНГ, в том числе и перед Украиной, успешно выполнены.

«А разве кто-то просил?! – возмутился официальный Киев. И добавил: – Мы еще и свои зарубежные активы вернуть потребуем! Международное право – на нашей стороне!» С той поры аналитики стали предрекать: Украина постарается использовать этот козырь в переговорах по газу – чтобы добиваться уступок в определении сроков повышения цены до европейского уровня. Были бы воля у политиков и гибкость у дипломатов…

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Дмитрий ВЫДРИН, политолог:

– Возможно ли Украине сейчас вытребовать у России свою часть бывших активов СССР и таким образом, без кредитов, не просто улучшить финансовую ситуацию, а разбогатеть? Увы. На постсоветском пространстве продолжает действовать закон: «Долги возвращают только лохи, обязательства выполняют лишь слабые». Пока мы не станем сильными, ничего себе не вернем.

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢