Скитания Нацбанка

Точка зору

Национальный банк Украины пока не знает, как вывести страну из кризиса. Однако в интересах регулятора сделать все возможное, чтобы не допустить коллапс отечественной финансовой системы.

НБУ кровно заинтересован в том, чтобы банковский и корпоративный сектора не возвращали все положенные к выплате в 2009-м внешние кредиты (предположительно $20 млрд): на возврат долгов попросту не хватит международных резервов НБУ, и тогда гривня рухнет.

В середине января 2009-го глава Нацбанка Украины Владимир Стельмах ушел в отпуск. По информации пресс-службы НБУ, зимний отдых главного банкира страны был запланирован заранее — Владимир Стельмах намеревался отпраздновать 70-летие в кругу семьи и близких друзей.

Пока Владимир Стельмах отдыхал, депутаты Верховной Рады отменили парламентское решение 2004 года о его назначении на пост главы Нацбанка. В защиту Стельмаха выступил президент Украины Виктор Ющенко: в конце января он подал в Конституционный Суд представление, потребовав официального разъяснения полномочий депутатов ВР увольнять и назначать главу НБУ. По мнению президента, Верховная Рада не имеет права отменять собственные решения и тем более увольнять главу Нацбанка. Теперь «дело Стельмаха» будет рассматриваться в КС.

О бедном Нацбанке замолвите слово

Последние пару месяцев парламент не раз пытался уволить Владимира Стельмаха. Депутаты ВР, а вместе с ними и премьер Юлия Тимошенко выразили недоверие главе Нацбанка еще в конце декабря 2008-го. Его обвинили в девальвации гривни в 2008-м на 60%, непрозрачном рефинансировании банков и предбанкротном состоянии многих финучреждений (всего за три месяца в четырех банках были введены временные администрации, еще в одном — куратор от Нацбанка).

Возможна и другая причина недовольства главой НБУ. Законодательная и исполнительная власти давят на главу Нацбанка, чтобы вынудить того включить в 2009-м печатный станок и залатать таким образом бюджетные дыры эмиссией денег — другие источники финансирования дефицита бюджета пока не найдены. Не исключено, что именно по этой причине глава Нацбанка решил взять тайм-аут. Оппоненты премьера уверены: если Стельмаха все-таки снимут, а Нацбанк возглавит близкий к Кабмину человек, стране грозит неконтролируемая эмиссия денег и гиперинфляция.

Второй лишний

Согласно Конституции Украины, основная функция НБУ — поддержание стабильности национальной денежной единицы. Для выполнения этой задачи НБУ содействует устойчивости банковской системы и в пределах своих полномочий — ценовой стабильности. Нацбанк — единственный орган в Украине, эмитирующий национальную валюту — гривню. Регулятор определяет и проводит денежно-кредитную (монетарную) политику: управляет денежной массой в обращении, регулирует объемы кредитования в стране, уровень процентных ставок. К тому же регулятор занимается подсчетом и прогнозированием состояния платежного баланса (притока и оттока иностранного капитала), а также валютным регулированием.

Перечисленные обязанности НБУ мало отличаются от функций центробанков других стран. Нередко от профессионализма и неподкупности руководителя ЦБ зависит благосостояние всех граждан. Согласно теории макроэкономики, управление экономическими процессами в стране возможно посредством лишь двух инструментов: бюджетно-налоговой (фискальной) и кредитно-денежной (монетарной) политики. Первая — сфера компетенции правительства, вторая — центробанка. Если монетарная политика проводится неэффективно или даже по коррупционным схемам, экономика страны страдает (например, возможна чрезмерно высокая инфляция и при этом замедление роста ВВП).

Поэтому большинство центральных банков мира независимы от исполнительной власти и эмитируют дензнаки без оглядки на правительство, которому, как правило, не хватает средств для наполнения госбюджета. «Центробанк контролирует темпы роста денежной массы в соответствии с динамикой ВВП (при этом с учетом скорости обращения денег в экономике). Новые денежные единицы эмитируются только для удовлетворения экономических нужд страны», — рассказывает профессор Тернопольского национального экономического университета, доктор экономических наук и экс-зампред НБУ Александр Шаров.

Главу центробанка во многих странах назначает парламент по представлению президента страны. Срок полномочий руководителя ЦБ обычно дольше срока работы парламента и главы государства — считается, что таким образом исключается какое-либо политическое влияние на эмиссионный центр страны. В Украине главу НБУ назначают на пять лет.

Особо важное задание

Согласно Конституции, Нацбанк обеспечивает стабильность гривни. Денежная реформа, проведенная НБУ в 1996 году (отказ от купонокарбованцев и введение гривни), позволила Украине преодолеть гиперинфляцию начала 1990-х и спад в производстве. По мнению многих западных экономистов, данная реформа — одна из наиболее успешных, эффективных и хорошо организованных в мировой практике.

Среди других заслуг украинского центробанка — преодоление кризиса 1998-го с относительно небольшими экономическими потерями: вскоре после наступления кризиса и резкой девальвации гривни НБУ зафиксировал нацвалюту (до этого ее курс был гибким) и сначала формально (до 2000-го), а затем неформально (до 2008-го) обеспечивал ее стабильность. В результате кризиса-1998 украинская экономика обвалилась, однако спад был непродолжительным, и уже в 2000-м начался подъем, продолжавшийся вплоть до 2008-го.

В последние десять лет НБУ довольно жестко регулирует банковскую систему Украины: финансисты даже жалуются на то, что регулятор уж слишком закручивает гайки. Но при этом банкиры признают: Нацбанк — грамотный регулятор. «НБУ постоянно мониторит данные, предоставляемые финучреждениями, следит за выполнением нормативов. Система отчетности банков построена по западным стандартам. Также осуществляет плановые и внеплановые проверки банков, дает рекомендации», — рассказывает Иван Корякин, недавно покинувший пост предправления СЕБ Банка. При этом, по его словам, НБУ часто советуется с руководителями коммерческих банков и учитывает их мнение при проведении денежно-кредитной политики и регулировании банковского сектора.

Многие из нацбанковских специалистов работают в учреждении уже больше десяти лет. Бывшие сотрудники НБУ говорят, что нынешние главы департаментов и исполнительные директора — великолепные экономисты-теоретики. Однако если раньше (примерно до 2005–2006 гг.) фактически именно они разрабатывали и притворяли в жизнь стратегию Нацбанка, то сейчас их роль в основном сводится к подготовке отчетов. «Владимир Стельмах — авторитарный руководитель, и в последние несколько лет он принимает решения самостоятельно», — объясняет один из бывших зампредов Нацбанка.

Некоторое влияние на НБУ имеет Совет Нацбанка, функции которого — утверждение Основ денежно-кредитной политики на следующий год (один из главных документов в Нацбанке) и анализ влияния монетарной политики НБУ на экономику страны. «Совет НБУ не раз ветировал решения Нацбанка. Мы никогда не перечили Совету», — не так давно заявлял Владимир Стельмах журналистам.

Достучаться до Нацбанка

До 2008-го НБУ считался довольно закрытой, но в то же время понятной и последовательной в своих действиях структурой. Владимир Стельмах никогда не баловал публику выступлениями в прессе — до ревальвации в 2008-м большинство жителей Украины даже не знали, кто возглавляет Нацбанк. Регулятор крепко держал гривню и лишь изредка допускал ее незначительную девальвацию. Стабильности дензнака Украины было достаточно, чтобы ее граждане не интересовалось Нацбанком.

В 2008-м НБУ резко ревальвировал гривню. С марта регулятор практически перестал выходить на межбанковский рынок, а затем, в мае, когда дензнак США уже оценивался в 4,85 грн (против 5,0–5,10 UAH/USD в начале года), снизил официальный курс доллара. По словам руководителя группы советников главы НБУ Валерия Литвицкого, ревальвация была экономически обоснована: чтобы держать гривню на постоянном уровне, Нацбанк который год подряд выкупал огромные поступления иностранной валюты от экспорта, прямых иностранных инвестиций и зарубежных кредитов. Чтобы гривня не укреплялась в таких условиях, НБУ эмитировал национальные дензнаки, что, по мнению Литвицкого, способствовало росту цен в стране.

Ревальвация-2008 произошла в отсутствие каких-либо предварительных объяснений со стороны НБУ. Как выяснилось позднее, укрепление гривни входило в новую стратегию Нацбанка: регулятор решил постепенно перейти к инфляционному таргетированию (сдерживанию инфляции), отказавшись от жесткой фиксации дензнака Украины.

Об инфляционном таргетировании отечественные экономисты говорят давно, однако большинство из них не знали, каково мнение НБУ по этому поводу. В Основах денежно-кредитной политики на 2008 год завуалированно сказано о возможном переходе Нацбанка от фиксации валютного курса к инфляционному таргетированию. Однако эта цель НБУ упоминалась в данном документе как среднесрочная, а потому никто не ожидал, что уже в 2008-м регулятор примется за реализацию новой стратегии.

Решение главы Нацбанка отказаться от фиксированного курса гривни выглядит довольно странно — Владимир Стельмах считает себя консерватором, а потому любая резкая смена политики нехарактерна для НБУ. Посему наблюдатели не исключают, что решение о смене монетарных ориентиров было принято Стельмахом под влиянием внешних сил. «Нет, представить Владимира Стельмаха простой марионеткой в чьих-то руках я не могу. В Украине вообще Нацбанком всегда управляли самодостаточные люди», — отрицает давление на главу НБУ Александр Шаров. Валерий Литвицкий соглашается с коллегой. По его словам, в 2008-м пришло время менять вектор монетарной политики, и Владимир Стельмах, как мудрый глава Нацбанка, отреагировал на новые веяния.

После того как НБУ отказался от жесткой фиксации гривни, в его адрес посыпались обвинения. Якобы регулятор нарушает Конституцию: по закону стабильность национальной денежной единицы — основная цель НБУ. «Прописанная в Конституции стабильность гривни — это вовсе не стабильность валютного курса и жесткая привязка гривни к доллару», — защищает Нацбанк экс-зампредправления ИНГ Банка Валерия Гонтарева. По ее мнению, регулятор допустил грубую ошибку еще несколько лет назад: он не объяснил рынку, что означает «стабильность нацвалюты» и подменил это понятие фиксацией курса. «На самом деле стабильная гривня — это понятная населению и бизнесу политика курсообразования», — считает Валерия Гонтарева.

Спустя несколько месяцев после летней ревальвации-2008 гривня обвалилась — что, по словам Валерия Литвицкого, снова-таки вызвано сугубо экономическими причинами. Отчасти макроэкономист прав: в конце года НАК «Нафтогаз України», а также многие банки и компании расплачивались по внешним долгам, а потому буквально сметали валюту с рынка. Однако в резкой девальвации виноват и сам Нацбанк, своими неуклюжими действиями побудивший граждан снимать гривню с депозитов, чтобы конвертировать в ежедневно дорожавший доллар.

В 2008-м НБУ реформировал систему банковского регулирования (например, изменил многие нормы резервирования средств) и валютный межбанковский рынок. Однако многие судьбоносные изменения не сопровождались объяснениями регулятором причин нововведений: глава НБУ делал публичные заявления только тогда, когда на финансовом или валютном рынке возникала паника. Зампреды руководителя Нацбанка при этом практически перестали выступать в прессе — как говорят, по распоряжению самого Стельмаха. А потому многие действия НБУ в 2008-м казались хаотичными и не поддавались ни логике, ни здравому смыслу.

«У меня нет сомнений в том, что у Нацбанка есть конкретные стратегические планы и программы, а также макроэкономические расчеты, прогнозы как минимум на ближайший год. Поэтому обвинять НБУ в отсутствии стратегии неправильно», — говорит Александр Шаров. Судя по действиям Нацбанка в 2008-м, его прошлогодней целью была либерализация валютного рынка и сдерживание инфляции. Похоже, именно этой цели регулятор попытается придерживаться и впредь.

Выход есть

Одно неясно: почему НБУ не раскрывает свою стратегию широкой общественности, не предупреждает о своих действиях заранее, дабы формировать соответствующие ожидания у населения и компаний и не вызывать панику на финансовом и валютном рынках. «Проблема в том, что достигнуть своих целей в полной мере НБУ не может без соответствующего взаимодействия с правительством», — предполагает Александр Шаров.

Взаимодействие Нацбанка с правительством исторически складывается довольно трудно: зачастую Минфин своими действиями разрушает достигнутое Нацбанком (например, резко вливает в экономику накопленные на казначейском счете деньги, когда НБУ борется с инфляцией). При этом многие меры регулятора на банковском и валютном рынках подвергаются жесткой критике со стороны политиков и чиновников других ведомств.

Поэтому, вполне возможно, что Нацбанк намеренно не оглашает свои планы, дабы их реализации не препятствовали Кабмин, Верховная Рада, Совет Нацбанка, Секретариат президента и другие заинтересованные лица.

По словам Александра Шарова, сложившиеся между НБУ и исполнительной властью отношения можно разрулить двумя способами. Первый — правительство ставит себе и Нацбанку единые экономические цели на определенный период: уровень инфляции, рост ВВП, курсовые ориентиры и прочее. НБУ при этом волен выбирать инструменты достижения поставленных целей. «Однако украинское правительство формально не может ставить цели перед Нацбанком, поскольку по закону он независим», — рассуждает Александр Шаров. Поэтому в ход должен идти второй способ — тесное взаимодействие между правительством и центробанком: учреждения должны буквально ежедневно согласовывать свои позиции по большинству экономических вопросов, тем более в период кризиса.

Операция «Антикризис»

В целом, с точки зрения теории экономики, НБУ принимает правильные решения для борьбы с финансово-экономическим кризисом. Регулятор не стал поспешно расходовать международные резервы, когда гривня пошатнулась, а дождался помощи МВФ. По данным Нацбанка, он предоставил рефинансирование 135 финучреждениям, обеспечив таким образом ликвидность банковской системе (сейчас, кстати, показатели ликвидности банков находятся на довольно высоком уровне — остатки на корреспондентских счетах превышают докризисные значения).

Однако на практике многие антикризисные меры Нацбанка оказываются неэффективными. Например, поддержка ликвидности банковской системы регулятором не дала весомых результатов: многие финучреждения осуществляют перечисления с длительными задержками, не выдают вкладчикам депозиты, срок действия которых истек. Курс гривни в начале февраля стабилизировался, но, по мнению экспертов, достаточно очередного выхода Нафтогаза или другого крупного игрока на межбанковский рынок — и гривня снова обвалится. «В Нацбанке работают хорошие экономисты-теоретики. И в условиях экономического бума вести монетарную политику довольно просто: главное — не мешать стране развиваться. В НБУ всегда хорошо понимали это. Однако спасать Украину от кризиса намного сложнее — здесь требуются практические навыки, каких у экономистов Нацбанка, похоже, нет», — считает предправления одного из крупных украинских банков.

Большинство опрошенных Контрактами экспертов считают, что сегодня самая актуальная задача НБУ — вернуть доверие населения к гривне. Ради этого Нацбанк, скорее всего, введет коридор колебаний нацвалюты (сейчас такого коридора нет) и будет поддерживать гривню. Как только курс ее перестанет резко изменяться в течение двух-трех месяцев (будет колебаться, например, в пределах 8,0–8,5 UAH/USD), население прекратит изымать средства из банков и конвертировать их в доллары. Доверие к нацвалюте будет восстановлено еще быстрее, если гривня немного ревальвирует

(к примеру, приблизится к значению 7,5 UAH/USD) и будет оставаться на этом уровне хотя бы месяц-два.

Однако для того чтобы стабилизировать гривню, введения валютного коридора недостаточно. Нацбанку придется серьезно заняться проблемными банками. Чем скорее регулятор продаст финучреждения, в которых уже введены временные госадминистрации (а значит, у этих банков есть серьезные проблемы), тем выше вероятность того, что население снова поверит в украинскую банковскую систему и понесет деньги в банки.

Нацвалюта укрепится, если Нацбанк поможет украинским банкам и компаниям реструктуризировать их внешние займы. НБУ кровно заинтересован в том, чтобы банковский и корпоративный сектора не возвращали все положенные к выплате в 2009-м внешние кредиты (предположительно $20 млрд): на возврат долгов может попросту не хватить международных резервов НБУ, и тогда гривня рухнет.

Впрочем, в корпоративном и банковском секторах отечественный ЦБ вряд ли будет помогать заемщикам, а вот правительству — наверняка. В 2009-м Минфин должен вернуть по внешним долгам $1,7 млрд. Если НБУ замолвит словечко перед иностранными кредиторами, они могут отложить возврат долгов Украиной до лучших — некризисных — времен. Сотрудничество с правительством в этом случае выгодно для самого Владимира Стельмаха: в обмен на помощь Нацбанка Минфину в реструктуризации внешних займов Кабмин может умерить эмиссионные аппетиты в 2009 году.

Новини

2 Травня 2024

В Брюселі пройде форум ЄС-Україна з питань оборонної промисловості

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

ВСІ НОВИНИ ⇢