Компании режут расходы и персонал

Точка зору

Около 80% крупнейших корпораций мира сокращают затраты, выяснила компания Ernst&Young. Не избежала этой участи и Украина.

Для 40% крупнейших компаний мира существенно ухудшились экономические условия работы, а около трети отметили уход конкурентов с рынка и увеличение числа банкротств. Об этом говорится в исследовании Opportunities in Adversity, в котором отражены бизнес-стратегии 337 ведущих компаний мира в условиях рецессии. Его провела аудиторская компания Ernst&Young среди корпораций, половина которых имеет обороты более $10 млрд. в год.

В условиях рецессии более 80% респондентов провели анализ по снижению основных затрат. Две трети компаний инициировали программы сокращения персонала, а более 50% опрошенных пересмотрели свои затраты в области IT. «Европейские компании в большей степени, чем американские, намерены сократить затраты на недвижимость и IT, нежели на сокращение прямых и косвенных затрат на персонал»,— отмечают эксперты.

Две трети считают, что нужно проверить состояние управления денежными потоками и движение денежных средств на всех уровнях. Половина респондентов интегрируют меры оптимизации оборотного капитала в задачи руководства по повышению эффективности, а 36% рассматривают активы, которые при необходимости можно продать.

Проблемы с ликвидностью оказались ключевыми. Лишь четверть опрошенных не испытывает трудностей с деньгами. Зато почти половина всех компаний продала или закрыла отдельные подразделения, 43% хотели привлечь краткосрочное финансирование, а 23% обдумывали варианты пересмотра своих обязательств, а также переговоров с кредиторами, аналитиками и рейтинговыми агентствами о возможности пересмотра долговых обязательств.

Цепочки неплатежей также являются глобальным явлением. Более половины респондентов столкнулось с ухудшением кредитоспособности клиентов (в Европе — почти 60%). А примерно в половине случаев увеличился временной разрыв между размещением заказа и получением оплаты.

Стратегии

В итоге компании существенно скорректировали свои стратегии. Почти три четверти респондентов сообщили, что усиливают внимание к ключевым клиентам. Примерно 40% компаний намерены разрабатывать новую продукцию. Примерно треть была вынуждена расширять клиентскую базу и точно такое же количество опрошенных решили разорвать отношения с рисковыми клиентами.

В отношении поставщиков, отмечают в Ernst&Young, наблюдаются две типичные стратегии. Половина опрошенных сократила базу поставщиков, чтобы добиться более выгодных цен или условий поставки. Другая половина поступила с точность до наоборот, чтобы обезопасить себя.

В компании отмечают, что украинские предприятия необоснованно медлят. «В настоящее время консервативная и выжидательная позиция не даст должного результата, особенно если говорить об украинских компаниях. Опыт прошлых кризисов свидетельствует, что выигрывают те, кто точно определил возможности для устойчивого развития во время спада, и принял стратегические решения, отличающие их от конкурентов. Кроме того, во время кризиса есть возможность быстрее и эффективнее внедрить изменения, чем это удается сделать в период роста»,— отметил руководитель отдела бизнес-консультаций компании Ernst&Young в Украине Адлай Гольдберг.

Ревизия затрат

По словам опрошенных «i» экспертов, в Украине значительная часть компаний приступила к ревизии затрат. «Если раньше часто планировался общий размер затрат, то сейчас пересматривается каждая составляющая. Прежде всего к «неважным» расходам, которые пересматриваются в первую очередь, можно отнести затраты на сотовую и стационарную связь, на транспорт (в частности, служебный транспорт, не связанный с обеспечением производственного процесса), на корпоративные мероприятия (празднования тех или иных событий), на командировки, на «внешнее» обучение сотрудников»,— отметил начальник управления по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса OTP Bank Дмитрий Гончаренко.

По его словам, предприятия ударились в бюрократию. Они активно прописывают права и обязанности сотрудников, пересматриваются взаимоотношения с бизнес-партнерами с целью эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью, на более качественный уровень поднят вопрос планирования и бюджетирования.

«Сокращают издержки на обучение сотрудников, тренинги, страхование, фитнес, командировочные, административные расходы. Часть компаний перестраивает свои бизнес-модели. Выделяются отдельные бизнес-единицы, с дальнейшим выделением финансовых потоков для понимания, что происходит с каждым подразделением внутри холдинга или большой компании. Также компании стали внедрять новые подходы к риск-менеджменту или создавать новое подразделение по кризис-менеджменту»,— отметил руководитель аналитического департамента ИГ «Сократ» Константин Степанов.

Как и зарубежные коллеги, украинские компании изменяют схемы использования имеющихся денег: «Из-за нестабильности национальной валюты, а также снижения доверия к коммерческим банкам увеличилась доля наличных в расчетах между контрагентами. Во взаимоотношениях с потребителями схема тоже меняется: все чаще и чаще поставка товара/услуги сопровождается требованием полной предоплаты»,— подчеркнул господин Гончаренко.

«Продаются непрофильные активы, происходит переориентация от модели «увеличить долю рынка» к модели «максимизировать денежный поток компании». Вместо максимального использования (инвестирования) денег все больше склоняются к консервативной схеме: сохранения денег в надежном месте при более низких рисках»,— добавил директор департамента консалтинга инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Герус.

Затраты на персонал снижаются. Происходит это разными способами. Во-первых, оптимизируется численность персонала или количество подразделений. Во-вторых, снижаются или полностью отменяются бонусы и премии. В-третьих, в целом сокращается уровень заработной платы. По словам господина Степанова, часть компаний увольняет сотрудников, в первую очередь — неквалифицированный персонал. С другой стороны, если между компанией и работником были оформлены договорные отношения, то компании выгоднее отправить сотрудника в неоплачиваемый отпуск или пересмотреть принцип формирования доходов сотрудников. «Если работник работает по устной договоренности, то снижение доходов может достигать 50-70% от первоначальной зарплаты»,— отметил он.

Сокращение доходов не касается всех сотрудников. «Руководство компаний понимает, что есть ключевые сотрудники, снижение мотивации которых позволит конкурентам легко их перекупить. Это может повлечь и переманивание к конкурентам клиентов компании, которые завязаны на этих сотрудниках, а также спровоцирует утечку коммерческой информации,— считает господин Гончаренко.— К тому же имеется понимание среди владельцев, что кризис не вечен, и чем лучше компания подготовится к выходу из кризиса, тем с большей вероятностью сделает рывок после него».

Новини

3 Травня 2024

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

Інфляція в єврозоні у квітні 2024 року зросла на 2,4%

Зеленський вимагає поєднати захист енергетики та забезпечення українців електрикою

ОЕСР очікує на пришвидшення темпів зростання світової економіки

Туреччина призупинила всю торгівлю з Ізраїлем

2 Травня 2024

Запоріжкокс з початку року збільшив обсяги виробництва

Україна в квітні збільшила імпорт електроенергії на третину

ВСІ НОВИНИ ⇢