Евро-2012: сколько заработала и потеряла Украина

Точка зору

Чемпионат Европы по футболу-2012 дал Украине прекрасную возможность обновить инфраструктуру и заработать деньги. Как воспользовалась наша страна данным шансом?

Еще несколько месяцев назад эксперты и чиновники уверяли – проведение Евро-2012 в Украине привлечет в нашу страну многомиллионные инвестиции. По различным данным, только в краткосрочной перспективе от данного события наша страна должна была получить от 300 миллионов до 1,5 млрд евро.

Впрочем, были и те, кто прочил нашей стране по окончанию футбольного чемпионата серьезные финансовые проблемы и начало нового экономического кризиса. разбирался, чьи прогнозы наиболее правдоподобны. Для этого мы сравнили расходную и доходную части грандиозного проекта «Евро-2012 в Украине» и просчитали перспективы окупаемости объектов, специально возведенных к этому важному футбольному событию.

Итоговые суммы

Пока лучше всех заработали аэропорты. Вернее, здесь наиболее очевидна динамика. Так, по оценкам властей Львова, за время проведения Евро-2012 львовский аэропорт обслужил 50 тыс. пассажиров и 900 рейсов. Общий пассажиропоток во львовском аэропорту вырос в 2-2,5 раза по сравнению с обычным периодом. Харьковский аэропорт за время Евро-2012 обслужил 750 самолетов и 52,5 тыс. пассажиров. Здесь пассажиропоток вырос в 4,5 раза по сравнению с обычным периодом.

За первые четыре дня (власти Донецка на днях обещают предоставить более свежую статистику) футбольного турнира донецкий аэропорт обслужил 336 рейсов и 17,6 тыс. пассажиров. Полуфинал добавил воздушным воротам Донецка еще около двухсот дополнительных авиарейсов – это около 50 тысяч футбольных болельщиков.

Но рекордсменом по принятию фанов стал столичный аэропорт «Борисполь». Только за три дня Евро-2012 главный аэропорт страны принял около 90 тысяч пассажиров, а вот с другим аэропортом столицы – «Киевом» (Жуляны) дела обстоят хуже: на него пришлось менее семи тысяч пассажиров.

Неплохо сумели заработать заведения общепита. Цены росли просто на глазах – забронировать столик в день матча было почти невозможно. Да и в обычные дни там было достаточно клиентов. «У меня впервые так много клиентов. Месяц такой работы – и можно всю зиму отдыхать», – так охарактеризовал свою прибыль от Евро-2012 Андрей Д., владелец одного небольшого кафе (не самого популярного), расположенного в центральной части города. По словам Андрея, в дни чемпионата он поднял цены в меню примерно на 25%. Правда, денег за просмотр матчей, транслируемых в заведении по телевизору, в отличие от своих конкурентов, брать не стал.

Также заработать сумели службы такси. В среднем в июне стоимость поездки подорожала примерно на 15%. Так, например, поездка от киевского железнодорожного вокзала до станции метро "Минская" стоила 65 гривен, а месяцем ранее такое же расстояние можно было преодолеть за 50 гривен.

В дни матчей вызвать машину было довольно проблематично. По оценкам экспертов, за период чемпионата таксисты сумели увеличить свою выручку почти на 40% – в среднем до 40 тысяч гривен с машины.

А вот надежды отельеров и рантье не оправдались: из-за высоких цен гостиницам не удалось достичь 100%-й наполняемости, также сложно было владельцам квартир найти временных арендаторов. В среднем в отелях (в центре) пустовали около 12% мест, в хостелах – около 20%. А предложение на квартиры в десятки раз превышало спрос.

По оценкам экспертов, в среднем каждый приезжий турист в день тратил около 100 евро, т.е, по самым приблизительным оценкам, на каждый город, принимавший чемпионат, пришлось до 20 млн евро.

Отдельно стоит упомянуть непосредственно футбольную составляющую – за участие в футбольном чемпионате Европы сборная Украины заработала для национальной федерации футбола 10 млн. евро. К слову, наша команда от ФФУ получит один миллион евро.

В минусах

Правда, данные доходы не идут ни в какое сравнение с расходами на подготовку к Евро-2012. По официальным данным, общий объем затрат на проведение чемпионата по футболу в Украине составил около 5,5 млрд долларов. «Спортивная составляющая – это 800 млн. долларов. В том числе строительство стадиона в Киеве – 550 млн. долларов, львовского стадиона – 200 млн. долларов, еще 50 млн. долларов было выделено на харьковский стадион», – заявил вице-премьер-министр инфраструктуры Борис Колесников. Кроме того, около 4,5 млрд. долларов были направлены на строительство аэропортов, дорог, обновление коммунального транспорта в городах-хозяевах Евро-2012 и пр.

Когда окупятся эти миллиардные вложения – неизвестно. Например, окупаемость стадионов (при стоимости билетов на матч 50-100 грн) составит не менее 50 лет. И это при условии, что, кроме платы за вход с болельщиков (и 100%-й постоянной наполняемости мест, что само по себе маловероятно), стадионы будут получать доходы от сдачи своих помещений в аренду для проведения различных конференций, ресторанной, экскурсионной деятельности, будут зарабатывать на торговле футбольной символикой и т.д. Отметим, что при расчетах сроков окупаемости не учитывались амортизационные расходы – на поддержку в порядке самого стадиона, коммунальные платежи и пр.

Немного лучше ситуация с аэропортами: ежегодно растущий пассажиропоток делает воздушные ворота страны прибыльным бизнесом. Правда, в обозримом будущем особой популярностью у авиакомпаний будут пользоваться только "Борисполь" и "Киев". А вот пассажиропоток Львовского аэропорта в лучшие годы составлял 500 тысяч человек в год, чего явно недостаточно, чтобы окупить вложения, превышающие сумму в 2,7 млрд грн, не менее пессимистические прогнозы у воздушных ворот Донецка. Относительно перспективно выглядит Харьковский аэропорт – этот объект может окупиться за 20-25 лет.

В перспективе

Впрочем, стоит отметить и положительные стороны. Проведение Чемпионата по футболу в нашей стране сделало ее более популярной среди иностранцев: сравнительно дешевые продукты и спиртное, недорогой проезд в транспорте, позитивный настрой болельщиков и самое главное – проведение Чемпионата без особых ЧП может стать хорошей рекламой туристического потенциала нашей страны за рубежом. «Для многих иностранцев Украина была terra incognito – дикая неизвестная территория. Евро-2012 убедило их в обратном: Украина – нормальная цивилизованная страна, куда можно приезжать отдыхать. Здесь есть горы, море, много достопримечательностей», – говорит Ростислав Лысак, директор туристической компании «Зелена країна».

Помимо этого, наша страна может получить новые возможности для развития бизнеса. Например, в тех же туристической или гостиничной сфере. Однако аналитики не исключают, что инвестиции пойдут в строительство, сферу обслуживания, продаж, продуктовые сети.

Светлана Еремина

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢