Игра на нервах

Публікації

Цены на железную руду миновали психологический барьер 40 долл./тонн, и продолжают падать, приближаясь к критической точке – уровню безубыточности крупнейших поставщиков. Тем не менее сокращать объемы поставок на переполненный рынок они не намерены – для любого из них это означало бы добровольную передачу своей рыночной доли конкурентам. Правда, уровни безубыточности у этих компаний разные, но они динамично изменяются, и сейчас их маркетинговая игра весьма напоминает игру на нервах.

Заигрались

Крупнейшие производители железной руды – бразильская корпорация Vale и австралийские группы Rio, BHP и Fortescue Metals Group – объясняют масштабные расширения добычи своим стремлением сократить затраты и защитить рыночные доли в условиях торможения китайского спроса. В результате их совместных усилий на рынке образовался такой избыток поставок, что за текущий год цены упали на 45%, а спад по сравнению с пиком 2011 года составил 80%. Таким образом, цена на китайском рынке снизилась до 38,3 долл./тонн.

По оценкам лондонской консалтинговой фирмы Capital Economics, такие цены опасно приближаются к уровню безубыточности предприятий "большой четверки", самые затратные из которых начинают терпеть убытки при ценах ниже 40 долл. Главный экономист фирмы по сырьевым рынкам Джон Ковакс подсчитал, что с учетом фрахта и других затрат этот уровень на месторождениях "большой четверки" варьируется в пределах от 28 до 39 долл. По данным UBS Group, самые высокие затраты – у Fortescue, они составляют 40 долл./тонн с доставкой в Китай, на втором месте – Vale с уровнем безубыточности 34 долл., а у BHP и Rio он составляет 29 и 30 долл./тонн.

Понятно, что пока эти производители будут поддерживать нынешние объемы поставок, их прибыли будут ограничены низкими ценами. Однако Ковакс полагает, что хотя в 2016 году не стоит ожидать значимого роста цен, они все же не останутся надолго ниже уровня 40 долл. Поскольку спрос вряд ли упадет существенно, а крупнейшим поставщикам трудно будет сохранять добычу на сегодняшнем уровне, скорее всего, произойдет незначительное восстановление цен. Кроме того, сократят объемы производства юниоры, поскольку у них уровень безубыточности существенно выше. Например, австралийская компания BC Iron уже сообщила о прекращении добычи на месторождении Nullagine, разработкой которого занимается ее СП с Fortescue Metals Group. Правда, для значительного сокращения австралийских поставок потребуется некоторое время. Тем более что уже на подходе новые мощности. С другой стороны, тот факт, что Джина Райнхарт начала продажи руды со своего месторождения Roy Hill, – первая партия отправлена в Южную Корею, на сталелитейные заводы Posco – не окажет прямого давления на цены. Хотя планируется довести добычу до 55 млн тонн в год, компания заключила долгосрочный контракт, по которому будет продавать почти 90% выпуска.

Более важно, что крупнейшие производители пока не собираются менять свои стратегии, хотя, по статистике Reuter, за два года акции BHP, Rio и Vale упали на 58%, 33% и 75% соответственно. Так, финдиректор Vale Лучиано Сиани сообщил, что компания продолжает сокращать затраты, поэтому способна генерировать поток наличности независимо от уровня цен. Австралийцы тоже демонстрируют оптимизм, хотя на вопросы отвечают весьма уклончиво. Гендиректор BHP Эндрю Маккензи заявил, что группа учитывает в своих планах сравнительно негативную тенденцию в долгосрочных ценовых прогнозах по стали и сталелитейному сырью, включая железную руду. Нев Пауэр, гендиректор Fortescue, говорит, что компания приложила серьезные усилия, чтобы обеспечить себе возможность должным образом реагировать на рыночные условия. В отношении будущего он заявил: "Как один из самых низкозатратных в мире производителей железной руды компания продолжит повышать производительность и эффективность, а также сокращать затраты, чтобы сохранить прочное финансовое положение". В свою очередь, Эндрю Хардинг, глава железорудного подразделения Rio Tinto, сообщил корреспондентам, что его компания готова к ценовым последствиям своей стратегии и способна обеспечивать большие прибыли в течение долгого времени.

Таким образом, похоже, эти компании еще не исчерпали свой потенциал в сфере снижения затрат. Этот процесс будет продолжен, в первую очередь – за счет сокращения капитальных расходов. В частности, недавно Rio Tinto снизила свой прогноз по этому показателю на 2016 год от 6 до 5 млрд долл., после того как сократила эти затраты в текущем году – они составили 5 млрд долл. вместо предполагавшихся 5,5 млрд. В 2014 году капитальные расходы группы были 8 млрд долл. Такое снижение дает возможность менеджменту выплачивать дивиденды, вполне удовлетворяющие инвесторов, наряду с инвестициями в новые проекты. Глава компании Сэм Уолш сообщил, что в ноябре правление утвердило инвестиции (1,9 млрд долл.) в бокситный проект в Австралии.

Проигравшие

Тем временем более затратные конкуренты лидеров вынуждены уступать свои рыночные доли. Так, Kumba Iron Ore, контрольным пакетом которой владеет Anglo American, объявила о планах реструктуризации своего предприятия на крупнейшем в Африке месторождении железной руды Sishen: добыча будет сокращена на 28%, чтобы ограничить падение цен. В соответствии с новым планом, предполагается снизить уровень безубыточности до 30 долл./тонн FOB и до 40 долл. с учетом стоимости фрахта. Таким образом, план добычи на 2016 год урезан от 36 до 26 млн тонн.

Родительская компания Anglo American тоже планирует радикальные шаги, чтобы упрочить свое положение в условиях долгосрочного кризиса. Первый из них – отказ от выплаты дивидендов за второе полугодие 2015 года (заканчивается в декабре) и за 2016. Второй шаг – радикальная реструктуризация портфеля: компания планирует сократить количество своих активов примерно на 60% в надежде выручить за продажу излишних предприятий около 4 млрд долл. Кроме того, Anglo собирается уменьшить количество бизнес-сегментов от шести до трех: De Beers, Промышленные металлы и Сырье. Все эти меры имеют целью увеличение потока наличности. С меньшим количеством активов уменьшится и программа капитальных затрат: по расчетам Anglo, в 2015-2017 годах сокращение расходов составит 2,9 млрд долл. Компания планирует также в этот период сэкономить 2,1 млрд долл. за счет уменьшения затрат и повышения производительности. Кроме того, менеджмент рассчитывает к концу текущего года стабилизировать чистый долг на уровне 13-13,5 млрд долл.

Назад, в будущее

Для компаний, проигрывающих ценовую войну, перспектив не просматривается. В отношении прогнозов по китайскому рынку обманываться не стоит: хотя в ноябре импорт руды увеличился на 22% и полногодовой объем закупок может превысить прошлогодний рекорд 933 млн тонн, этот рост вовсе не свидетельствует о повышении спроса внутри страны – он всего лишь маскирует проблемы сталелитейной отрасли. По словам независимого экономиста Энди Сье, бывшего главного экономиста Morgan Stanley, точно предсказавшего снижение цен до менее 40 долл./тонн, было бы ошибкой воспринимать объемы импорта как показатель хорошего спроса, поскольку весь прирост импорта руды транслируется в экспорт стали.

Торможение китайской экономики обусловило спад внутреннего потребления стали, и, по прогнозу China Iron & Steel Association, в 2016 году производство нерафинированной стали сократится на 23 млн тонн, до 783 млн тонн. В Ассоциации говорят, что заводы терпят большие убытки, и, несмотря на снижение процентных ставок, их затраты на финансирование выросли. Разумеется, заводы пытаются скомпенсировать снижение спроса расширением экспортных продаж. Впервые в истории этот экспорт превысил 100 млн тонн, и тенденция будет усиливаться: правительство объявило, что планирует в будущем году снизить тарифы на экспорт чугуна и стальной заготовки.

Понятно, что при этом резко увеличится число торговых конфликтов, но китайцев это не слишком беспокоит. Ожидается, что в декабре 2016 года, в соответствии с договором о присоединении к ВТО, Китай получит статус рыночной экономики и, соответственно, определенные козыри для торговых споров. Правда, производители стали западных стран развернули кампанию против присвоения Китаю этого статуса, но вряд ли китайцы считают, что мировые лидеры решатся нарушить протокол.

По прогнозу Сье, цены на железную руду в 2016 году могут остаться на уровне менее 40 долл./тонн, поскольку внутренний спрос на сталь в Китае продолжает падать. Он отметил, что в стране снижаются цены на все виды сырья. В принципе Сье предсказывал этот коллапс, начиная с 2012 года, когда средняя цена на руду составляла 129 долл. А в феврале 2015, когда руда продавалась по более 60 долл./тонн, эксперт прогнозировал падение до менее 40 долл. В те времена глава Rio Сэм Уолш заявил, что такое падение относится к области фантастики.

Итак, прогноз Сье оправдался. Тем не менее цены на руду сейчас выше, чем в прежние десятилетия. По данным МВФ, в 1988 году руда продавалась по 10,51 долл./тонн по долгосрочным контрактам, базовая цена в которых оговаривалась в процессе ежегодных переговорах между крупнейшими поставщиками и потребителями. По мнению Сье, последовавший подъем был исключением, и сейчас мировой рынок возвращается к старым нормам: "С инвестиционной точки зрения железорудная отрасль долгие годы будет поставлять дешевое сырье с небольшой, но стабильной маржей".

Галина Резник

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Зеленський вимагає поєднати захист енергетики та забезпечення українців електрикою

ОЕСР очікує на пришвидшення темпів зростання світової економіки

Туреччина призупинила всю торгівлю з Ізраїлем

2 Травня 2024

Запоріжкокс з початку року збільшив обсяги виробництва

Україна в квітні збільшила імпорт електроенергії на третину

ArcelorMittal очікує на відновлення попиту на сталь у ЄС

Аграрії просять уряд на три місяці продовжити чинне бронювання працівників

ДТЕК Енерго спрямував прибуток за минулий рік на відбудову ТЕС

В Брюселі пройде форум ЄС-Україна з питань оборонної промисловості

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

ВСІ НОВИНИ ⇢