Чем опасен эксперимент над экономикой Украины?
ПублікаціїПересмотр стратегических подходов к развитию украинской экономики в условиях кризиса чреват совершенно непредсказуемыми последствиями. Отказавшись от поддержки базовых отраслей, включая горно-металлургический комплекс, власти Украины рискуют в итоге оказаться у разбитого корыта. Это когда и новую экономическую модель не удастся построить, и старая окажется полностью разрушена.
Заявив на пресс-конференции 14 января, что металлургия больше не является приоритетом для Украины, Президент Петр Порошенко обозначил намерение наступить на грабли под названием "хотели как лучше, а получилось как всегда". Прежде всего, сомнительным выглядит обоснование тезиса о том, что металлургия больше не приоритет – поскольку требует большого числа инвестиций.
Это действительно капиталоемкая отрасль. Но надо помнить, что в любом бизнесе, будь то металлургический, кондитерский или любой другой, действует одно универсальное правило: чтобы получить от предприятия отдачу, то есть прибыль, нужно вкладывать в его развитие. То есть инвестировать. Чем больше инвестиции – тем больше прибыль.
Поэтому ГМК Украины прочно занимает второе место по генерации валютной выручки для экономики – даже в нынешних условиях жесточайшего кризиса. Валютные поступления от экспорта металлопродукции позволяют правительству и Национальному банку удерживать гривну от дальнейшего падения. Которое, в свою очередь, угрожает политическими катаклизмами и коллапсом всей экономики страны.
Налоговые отчисления украинских металлургов и горняков в бюджет исчисляются миллиардами гривен: только в 2014 году ими было выплачено почти 15 млрд грн. А в 2015-м один лишь холдинг "Метинвест" перечислил в бюджеты всех уровней 14,2 млрд грн. Тогда как ИT-отрасль, которую П.Порошенко хотел бы видеть в приоритетах, остается крайне непрозрачной. О количестве рабочих мест и отчисляемых налогов в данной сфере точно сказать не может ни одна статистика: официальной информации просто нет в открытом доступе.
Все попытки Государственной фискальной службы Украины заставить компании ИТ-сектора платить налоги оказались неудачными. Эксперты подтверждают, что ИТ-рынок по большей части сегодня находится в "тени". Львиную долю официальной выручки приносит телеком – этот бизнес в Украине "белый" примерно на 50%. Поставщики "железа" и софта, по разным оценкам, "белые" на 30-50%. Что же касается разработчиков программного обеспечения, то ситуация еще более критична: здесь стараются максимально уклониться от выплат через единый налог и полулегальные "серые" схемы.
Не менее странно выглядит и отнесение к приоритетам агропромышленного комплекса в противовес ГМК. Поскольку АПК все прошлые годы регулярно получал господдержку – как в виде прямых бюджетных субсидий и дотаций, так и за счет льготного режима налогообложения. Только благодаря нулевой ставке НДС для сельхозпроизводителей они ежегодно аккумулировали 1,6 млрд долл. – и, соответственно, эти средства терял госбюджет. В целом же объем бюджетной поддержки АПК за 2015 год экс-министр агрополитики Игорь Швайка оценивает в 20 млрд грн.
При этом за все годы независимости Украины металлурги и горняки не получили ни копейки из бюджета в виде дотаций и субсидий. И вот уже больше 10 лет успешно обходятся без налоговых льгот – даже сейчас, когда эти льготы уже предоставлены сталеплавильной промышленности во многих развитых странах.
Тот факт, что металлургия во всех странах мира является стратегической отраслью промышленности, П.Порошенко и его советники тоже как-то упустили из виду. Именно поэтому сейчас, в условиях глобального кризиса, металлурги получили государственную поддержку в Китае, Великобритании, Словакии, Сербии, Италии, Франции, Австралии и т.д. Это и отсрочка экологических платежей, и снижение рентной платы за добычу железной руды, и т.д.
Но предположим на секунду, что Украина решила идти каким-то своим особым путем, отбросив лучший опыт развитых стран. В таком случае надо сразу определиться, как быть с примерно 1 млн украинцев, работающих в ГМК и смежных отраслях. Они все останутся без работы и без средств к существованию. А это, между прочим, половина всех занятых в промышленности. Переучить их всех на программистов? Но кому они будут нужны в таком количестве? Сегодня численность занятых в ИТ-отрасли оценивается в 192 тыс. человек, в АПК – 628 тыс.
Уже одно только сопоставление этих цифр, 192 тыс., 628 тыс. и 1 млн рабочих мест – наглядно показывает, какая из отраслей экономики действительно имеет приоритетное значение для государства. В конце концов, далеко не случайно правительства развитых стран повсеместно идут на предоставление господдержки и преференций своим металлургическим компаниям. Со стороны властей это не благотворительность, а всего лишь трезвый аналитический расчет, умение считать все плюсы и минусы от управленческих решений.
Но украинские металлурги, понимая весь драматизм политической и экономической ситуации, в которой находится страна, не просят налоговых послаблений, подчеркивает глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький. "Просто не мешайте работать и не делайте еще хуже, чем есть", – сказал он.
Генеральный директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк отмечает, что украинские металлурги никогда не получали от государства субвенций, дотаций и преференций. "Поэтому не совсем понятно, о каких приоритетах идет речь. Но металлургия играла и будет играть важную роль в экономике Украины. Металл – это тот товар, который сегодня продается, он дает налоги и рабочие места. Единственное, что этот металл должен идти на производство продукции с высокой добавленной стоимостью внутри страны – метизов, труб, обновление инфраструктуры, то есть металлургия должна перестроиться, больше работать на внутренний рынок, а не на экспорт", – сказал эксперт.
В свою очередь президент ОП "Металлургпром" Александр Каленков обратил внимание на то, что, учитывая контекст, глава государства имел в виду приоритет именно по инвестициям. "Но с этой стороны вопрос не актуален, потому что в Украине весь ГМК находится в частной собственности, и частным инвесторам решать, приоритетны для них инвестиции в этом направлении или нет", – отметил он.
При этом А.Каленков выразил опасения, что украинские чиновники могут воспринять слова Президента буквально. Глава "Металлургпрома" обратил внимание, что сейчас у государства остается много рычагов влияния на ГМК – это железнодорожные тарифы, портовые сборы, ставки рентных платежей, которые являются одними из самых высоких в мире. "И чиновники могут воспринять фразу Президента как то, что им и дальше можно будет игнорировать последствия своих пагубных решений для отрасли. К сожалению, сегодня государство не помогает металлургии, а фактически сталкивает ее в пропасть", – отметил он.
Глава профильной ассоциации выразил уверенность, что для Украины горно-металлургический комплекс просто обязан быть приоритетной отраслью. "Потому что он все еще дает львиную долю рабочих мест в промышленности, загрузки транспорта и энергетики, поступлений в бюджет и валютной выручки. На ГМК так или иначе завязана половина украинской промышленности, и если он завалится, то ни аграрии, ни айтишники украинскую экономику не спасут", – предостерегает А.Каленков.
Игорь Воронцов
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram