Подробнее Запомнить город


Поток неизбежен

28.05.21
размер текста:

22 мая российское трубоукладочное баржа "Фортуна" вошла в немецкие территориальные воды, чтобы протянуть по дну Балтики последние 28 км второй очереди газопровода "Северный поток". Исходя из средней скорости работы судна (460 м/сутки), можно ожидать, что где-то к середине лета СП-2 будет полностью проложен. Не стоит питать иллюзий: остановить его постройку уже не получится. Украине надо думать над тем, как минимизировать последствия.

Удар в спину?

Проект "Северный поток" – это магистральный газопровод, связывающий балтийские побережья России и Германии и проходящий через территориальные воды не только двух этих стран, но и Финляндии, Швеции, Дании. Первая очередь магистрали была запущена еще в 2012 г. Ее пропускная мощность рассчитана на 55 млрд кубометров газа в год, но в последние годы "Газпрому" удается прокачивать по трубе даже несколько большие объемы. Учитывая, что загрузка трубопровода превысила 100%, в 2018 г. Россия инициировала прокладку параллельным курсом еще двух трубопроводных нитей – маршрут "Северный поток-2". По мощностям он будет сопоставим с первой веткой. И построить его предполагалось уже к концу 2019 г.

Несмотря на протесты экологов, бюрократические загвоздки и опасения части политического истеблишмента в ЕС, строительство СП-2 медленно, но верно двигалось к своему финалу. Пока в ситуацию не вмешалась администрация Дональда Трампа. В 2019 г. США ввели экономические санкции против компаний, сотрудничающих с оператором проекта – фирмой Nord Stream 2 AG, находящейся под мажоритарным контролем российского "Газпрома". Для Москвы самым болезненным последствием этого решения стал выход из проекта швейцарской сервисной компании Allseas, занимающейся прокладкой труб по морскому дну. Как результат, стройка затормозилась на целый год, понадобившийся россиянам, чтобы оборудовать 2 собственных судна-трубоукладчика – упомянутую выше "Фортуну" и "Академик Черский". Причем санкции не помешали укомплектовать эти плавсредства техникой от европейских производителей.

Осенью 2020 г. Дональд Трамп проиграл президентские выборы и не был переизбран на второй срок. В январе 2021-го в Белый Дом хозяином вошел демократ Джо Байден, которого считали более жестко настроенным в отношении Кремля. И первые его заявления и действия на президентском посту только усилили это впечатление. Однако в отношении "Северного потока-2" администрация Байдена заняла неожиданно мягкую позицию. 21 мая Минфин США дополнил санкционный список более чем десятком российских компаний и судов, участвующих в прокладке СП-2. Но для них это, как с гуся вода. В списке не оказалось самого оператора Nord Stream 2 AG, как ожидали многие. А соответственно помешать завершению проекта эти дополнительные санкции никак серьезно не смогут.

В Украине, которая больше всего экономически пострадает от "Северного потока-2", этот шаг Байдена восприняли чуть ли не как удар в спину. Но в Вашингтоне такую лояльность к проекту прокомментировали просто: сложно запретить то, что уже существует. "Проект был почти полностью завершен к времени, когда я пришел на должность. И вопрос не стоит так, что я могу позволить или не позволить Германии делать что-то. Применить санкции сейчас, по моему мнению, будет контрпродуктивно для наших европейских отношений", – прокомментировал Джо Байден. Впрочем, настоящая мотивация может оказаться более глубинной. Так что попробуем в ней разобраться.

Размен фигурами

Обижаться на решение Байдена – это инфантильная реакция. Он рациональный политик. И одно из ценнейших качеств в искусстве политики – уметь поступаться тем, что ты и так потеряешь. Чтобы застопорить достройку "Северного потока-2", Вашингтону пришлось бы пойти на политическую конфронтацию с Берлином. Байдену, который, наоборот, стремится сшить трансатлантический блок и восстановить теплые отношения с Европой, подпорченные Трампом, это ни к чему. В такой ситуации, сорри, но консенсус с Германией Белому Дому важнее, чем защита доходов "Нафтогаза Украины".

Однако это совсем не означает, что Джо Байден дрогнул под давлением Путина и российского лобби и полюбил "Северный поток". Вашингтон, как и раньше, заинтересован, чтобы этот проект потерпел экономический крах. Хотя бы потому, что он конкурирует с планами поставок на рынок ЕС американского сжиженного природного газа (LNG). В немецкой прессе циркулирует информация, что Берлин с Вашингтоном пошли на экономический размен. США перестают блокировать "Северный поток-2", а власти Германии готовы привлечь 1 млрд долл. в строительство портовых терминалов для приема LNG из-за океана. А дальше пускай оба ресурса конкурируют между собой. При этом в администрации Байдена не теряют надежды, что немцы закопают "Северный поток-2" собственными руками. Осенью Германию ждут выборы в Бундестаг, и у лидера "зеленых" Анналены Бербок высокие шансы стать если не канцлером, то министром иностранных дел. Бербок известна своей категорично негативной позицией относительно СП-2. И, хотя две большие немецкие партии – ХДС и социал-демократы – намного благосклоннее к этой трубе, но "золотая акция" при формировании большинства в следующем Бундестаге окажется, скорее всего, в руках "зеленых".

За успех "зеленых" следует держать кулаки и в Киеве. 26 мая глава украинского МИД Дмитрий Кулеба заявил, что игра еще не проиграна и "до тех пор, пока газ не потек по "Северному потоку-2", мы будем бороться за защиту наших интересов". За несколько дней до этого Верховная Рада Украины обратилась к Конгрессу США с призывом ввести санкции против всех участников строительства СП-2. Но при этом спикер парламента Дмитрий Разумков отметил, что продолжая бороться с достройкой газопровода, Украине нужно иметь планы В и С. Тему "Северного потока" поднял на своей пресс-конференции 20 мая и президент страны Владимир Зеленский. Окончание строительства трубопровода он назвал персональным поражением Джо Байдена. "Это будет серьезная геополитическая победа России и перераспределение сил и влияния", — объяснил он.

Но, несмотря на публичную риторику, для команды Зеленского вряд ли стали сюрпризом намерения Белого Дома больше не стопорить "Северный поток-2". Во-первых, было бы наивно надеяться, что США пойдут на санкционную войну с Германией из-за Украины (о чем писалось выше). Во-вторых, вспомним, что предшествовало этому решению — накопление российских войск у границ Украины, а потом телефонные звонки Байдена своим визави Зеленскому и Путину. Скорее всего, один из элементов торга звучал примерно так: мы отводим войска, но дотягиваем трубу.

И тут надо отметить, что в 2019 г. ситуация с расширением "Северного потока" была намного критичнее для Украины. Если бы СП-2 достроили уже тогда, то, вероятно украинская газотранспортная система стояла бы полупустой уже в текущем году. Но вызванная уходом Allseas пауза, вынудила "Газпром" подписать 5-летний контракт с НАК "Нафтогаз Украины" на условиях "качай или плати". Если кратко, то он предусматривает, что за период 2020-2024 гг. "Газпром" обязывается направить транзитом через украинскую территорию как минимум 225 млрд кубометров природного газа: из них 65 млрд кубов – в 2020 г., по 40 млрд кубов – в следующие 4 года. В итоге НАК гарантировано заработает на транзите более 7 млрд долл. В былые времена заработок выносил бы в 2 раза больше. Но если бы СП-2 запустили в 2019-м, не было бы и этого.

В и С

Таким образом, у "Нафтогаза Украины" остается 3 года, чтобы решить, как дальше быть с национальной ГТС. Для внутренних нужд она все равно будет работать (а это перекачка порядка 30 млрд кубометров в год). Но если объемы транзита упадут к нулю, то существенную часть мощностей придется законсервировать. Ранее в ДК "Укртрансгаз" уже считали, что придется остановить работу около 50 компрессорных станций, т. е. больше половины. Не исключено, что часть украинских мощностей "Газпрому" захочет резервировать и после 2024 г. – например, для обеспечения стран Центральной и Южной Европы и как резерв на случай ремонта/профилактики на «Северном потоке». Но тут надо смотреть на вопрос и с другой стороны: насколько выгодно будет Украине содержать этот резерв "на всякий случай". Учитывая, что сейчас пропускная способность системы составляет 281 млрд кубометров на входе и 146 млрд кубометров на выходе, можно прогнозировать с 2025 г. ее использование на уровне всего лишь 20-30%. Это на грани убыточности.

Сергей Макогон, операционный директор ГТС Украины, оценил прямые и косвенные потери страны после ввода в эксплуатацию СП-2 на уровне 5-6 млрд долл/год. Из них: 1,5 млрд долл – доходы от транзита; 2-3 млрд долл. – из-за автоматического подорожания газа на внутреннем рынке; остальное – рост издержек на выплату субсидий, а также удорожание ряда экспортных товаров, например, удобрений.

Есть ли у Украины планы В и С, чтобы сохранить приемлемую загрузку ГТС в долгосрочной перспективе? Потенциально, да. Но они больше зависят от внешних факторов, а не действий Киева. Первый вариант зиждется на том, что Евросоюз отказывается принимать газ, поступающий транзитом через Беларусь. Там проходит северная ветка газопровода "Ямал – Западная Европа" мощностью 39 млрд кубометров в год и с уровнем загрузки на 96% за последние 5 лет. В связи с принудительной посадкой в Минске самолета Ryanair, следовавшего через воздушное пространство Беларуси, в ЕС уже звучат идеи перекрыть газовый транзит Александру Лукашенко. Отдельной строкой идею может поддержать и Польша, которую не устраивают тарифы, по которым "Газпром" платит ей за доставку этого газа в Германию. Кроме того, "Северный поток-2" ее также не устраивает. В таком случае россиянам придется перенаправить прокачку с белорусского направления на украинское, хоть оно и более дорогое, и более длинное, и менее любимое. Вопрос лишь в том, насколько долго и далеко зайдет конфликт между Минском и Брюсселем.

Во втором возможном варианте без Польши также не обойдется. Его смысл в том, чтобы подорвать СП-2 экономически. А в качестве взрывчатки – использовать американский и/или ближневосточный LNG. В Польше терминал для приема танкерного газа уже построен. Не исключено, что такой объект появится и на немецкой Балтике. Украина могла бы выступить и как покупатель части этого ресурса, и как его хранитель. Потенциально на украинско-польской границе на базе крупнейших в Европе подземных хранилищ газа (Бильче-Волицкого и соседних) можно создать глобальный центральноевропейский хаб, который мог бы конкурировать с австрийским Баумгартеном, на который ориентируется "Северный поток". Но тут уже главную роль будет играть экономический расчет: насколько капиталовложения в такой проект и финальная цена газа окажутся привлекательными, как для потенциальных инвесторов, так и покупателей.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 105

Новости партнеров


Статьи
22.06.21, Ярослав Ярош
В 2021 году наряду с уверенным ростом цен на большинство сырьевых продуктов, вверх рвонули и котировки на ключевые виды энергоносителей – нефть, газ, уголь. К середине года они уже превысили допандемический уровень. И пока не собираются остановиться. Такой рост – хороший сигнал для глобальной экономики, косвенно показывающий, что она идет на поправку, но плохой – для энергозависимых стран.
16.06.21, Василий Январев
Недавняя пролонгация пошлины на металлолом не сдержала его массовый экспорт из Украины. Уже летом металлурги могут столкнуться с дефицитом лома и останавливать сталеплавильные мощности, если власти страны не примут дополнительных мер защиты своих производителей.
12.05.21, Ярослав Ярош
29 апреля президент Владимир Зеленский подписал закон, снимающий ограничения на продажу объектов большой приватизации в период пандемии. 1 мая закон вступил в силу. Фонд госимущества намерен заработать на этой распродаже 12 млрд грн в текущем году и провести первые аукционы уже летом. Но ожидания и реальность совпадают нечасто. Украинский опыт большой приватизации доказывал это не раз.
23.04.21, Ярослав Ярош
В середине апреля Лакшми Миттал, глава глобального стального холдинга АrcelorMittal, лично приехал в Киев. По итогам визита был подписан меморандум о так называемом "стальном миллиарде". Согласно документу, комбинат "АrcelorMittal Кривой Рог" инвестирует 1 млрд долл. в проекты, направленные на экологизацию своего металлургического цикла. Раньше бывало, что из офиса АМКР звучали декларации и о более крупных суммах. Но эта хотя бы написана пером.
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!