Токсичный ильменит

Металургія Публікації
Токсичный ильменит

20 декабря у Фонда госимущества опять, уже третий раз за год, сорвались торги по продаже Объединенной горно-химической компании – крупнейшего разработчика титановых руд в Украине. Как и на предыдущем конкурсе, заявки на участие подали компании, действующие предположительно в интересах бизнесмена Дмитрия Фирташа. Никто другой не решается покупать этот небезынтересный, но слишком токсичный актив, за спиной которого сомнительные сделки, а впереди потенциальные суды.  

Три преграды

ОГХК входит в топ-10 мировых добытчиков титановых и цирконовых руд, а в Европе она вообще на первом месте. В ее составе работает 2 горно-обогатительных комбината – Иршанский и Вольногорский. В прошлом году она добыла почти 300 тыс. т ильменитов, за 9 месяцев 2021-го – 240 тыс. т. Кроме того, в текущем году (за те же три квартала) у предприятия выросла добыча цирконовых концентратов – до 22 тыс. т, хотя и упала рутиловых – до 26 тыс. т. Почти 90% этой продукции уходит на экспорт. За первое полугодие 2021 г. чистый доход ОГХК составил 174 млн USD, а чистая прибыль – 29 млн USD. Показатель EBITDA за указанный период – 44 млн USD. Тем не менее, на эту украинскую «голубую фишку» никто так и не позарился.

Как сообщил ФГИ, заявки на участие в приватизационном аукционе 20 декабря подали только 2 компании, но документы одной из них не соответствовали требованиям законодательства, поэтому были отклонены. А проводить торги только с одним участником, т. е. продать ОГХК по стартовой цене в 3,7 млрд грн, тоже запрещено. Таким образом, главная приватизационная надежда Кабмина на 2021 г.  лопнула. И нет оснований полагать, что четвертая попытка будет удачнее трех предыдущих.

Провал приватизации ОГХК, похоже, стоил должности теперь уже бывшему главе Фонда госимущества Дмитрию Сенниченко. Хотя вряд ли любой другой чиновник справился бы лучше. Как отмечает компания BDO Corporate Finance – советник правительства по приватизации ОГХК – международные компании не готовы инвестировать в этот актив без дополнительных гарантий со стороны государства. «Определенные риски ведения бизнеса в Украине, а также непростое прошлое объекта остаются сдерживающим фактором для крупных инвестиций», – уточняют в BDO. А со стороны украинских бизнес-групп стабильный интерес к покупке высказывает лишь холдинг Дмитрия Фирташа, ранее арендовавший Иршанский и Вольногорский ГОКи. Остальные – присмотрелись и отошли. Ценность ОГХК не представилась настолько высокой, чтобы покупать «кота в мешке» и билет на затяжную корпоративную войну в придачу. Существует как минимум три серьезных риска, отпугивающих незаангажированных инвесторов: старые долги, смутные запасы и долгие судебные разбирательства. Давайте о них по очереди.

Контрагенты с подноготной

По состоянию на 1 сентября 2021 г. дебиторская задолженность ОГХК составляла 1,587 млрд грн. Как видим, это равно почти половине стартовой цены. Причем 1,383 млрд грн долгов просрочено. Значительную часть из них можно считать безнадежными. Поскольку компании, с которыми у ОГХК были заключены контракты, имеют все признаки «временщиков». Менеджмент ОГХК может сколько угодно хвастать, что добытая продукция поставляется в 30 стран мира и ни разу в Россию. Но по факту украинское ильменитовое сырье все равно время от времени всплывает то в оккупированном Крыму, то вообще на складах российской корпорации «ВСМПО-Ависма». Крупнейшими должниками ОГХК считаются компании Bollwerk (Австрия) и Defessa (ОАЭ), с которых теперь пытаются взыскать через международные суды около 36 млн USD. Из первой из них ОГХК сотрудничала как минимум до 2018 г., последние контракты с Defessa датированы даже текущим годом.

Но многие из тех, что пришли им на смену – Minerals & Chemicals Distribution (Кипр), Immco Trade (Сингапур), ITS (Германия), Belanto Trade (Чехия), JHan Corp (Корея), S.K. Mine-Chem (Индия) и т. п.– хоть и имеют иностранную регистрацию, но не имеют никакого бэкграунда на глобальном рынке титановой руды. Зато у многих трейдеров ОГХК прослеживается косвенная связь с актуальными или бывшими топ-менеджерами компании. А у многих менеджеров, прошедших через кабинеты ОГХК, за спиной – стаж работы в структурах того же Дмитрия Фирташа или другого крупного украинского бизнесмена Николая Мартыненко. Соответственно независимый инвестор имеет веские причины опасаться, что расчет за поставленное на их адрес сырье он может и не получить. И вообще не найдет концов.  

Секретные запасы

Вторая причина провальности конкурсов – потенциальные претенденты не до конца понимают, что им предлагают купить. Согласно презентациям ФГИ, балансовые запасы ильменита на месторождениях, где работает ОГХК, оцениваются в 4,1 млн т, рутила – в 243 тыс. т, циркония – в 127 тыс. т. Лицензии на пользование этими недрами действительны, где до 2035-го, где до 2043 годов. Управляющий партнер BDO Corporate Finance Виталий Струков в интервью изданию NADRA.info недавно утверждал, что основных запасов верхнего пласта компании хватит на 7-8 лет работы, внебалансовых – еще на 10-15. А кроме того, у Вольногорского и Иршанского ГОКа есть хвостохранилища, которые также можно перерабатывать – более чем 20 лет.

Нюанс в том, что этим цифрам приходится верить на слово. И например, Андрей Бродский, генеральный директор компании «Велта», которая также разрабатывает титановые руды в Украине, в них сомневается. По его словам, ОГХК не прошла оценку запасов по общепринятой в мире методологии JORC. А без этого серьезный зарубежный инвестор не рискнет вложиться в сырьевой актив. В Фонде госимущества ссылаются на то, что проводить такую оценку долго и дорого. Поэтому предоставляют потенциальным инвесторам геологическую информацию, подготовленную еще советскими институтами. И то прогресс. Ведь раньше все данные о титановых рудах вообще проходили под грифом «Секретно». Со своей стороны Андрей Бродский считает, что весь секрет в истощенности запасов. И проверка по JORC это выявила бы. В определенной мере указывает на то, что ОГХК опасается будущей нехватки ресурсов и нашумевшая история с продажей лицензии на разработку Селищанского участка титановых руд в Житомирской области.

Селищанская мина

14 апреля 2021 г. Государственная служба геологии и недр провела конкурс на продажу упомянутого участка, за который всерьез сразились ОГХК и Междуреченский ГОК, входящий в Group DF Дмитрия Фирташа. Победили последние, заплатив 50,1 млн грн при стартовой цене в 3,36 млн грн. Однако ОГХК обвинила конкурента в финансировании терроризма, ссылаясь на криминальное производство, открытое еще в 2015 г. Вина компаний Фирташа так и не была доказана ни в следственном, ни в судебном порядке. Подобную претензию по поводу поставок сырья для российских компаний можно было бы адресовать и самой ОГХК. Тем не мене, жалоба возымела действие. В августе руководство Госгеонедр отменило результаты конкурса и передало право на пользование Селищанским участком ОГХК. «Мы предполагаем, что попытка незаконно отобрать лицензию связана с неспособностью ФГИУ продать ОГХК на аукционе, запланированном на 25 августа по заявленной цене”, – прокомментировали такой поворот в официальном заявлении Group DF.

Почти в то же время по титановому бизнесу Дмитрия Фирташа был нанесен еще один удар. По решению Совета нацбезопасности, аннулировали разрешение на добычу ильменит-апатитовых руд на Стремигородском месторождении для компании «Валки-Ильменит». Она также входит в орбиту Group DF. Представители последней заявляют, что будут оспаривать оба решения – и по селищанским, и по стремигородским недрам – вплоть до международных судов. Пока что иски запустили по инстанциям в киевских судах. Но так как правовая база для пересмотра результатов аукциона по Селищанскому участку не безгрешна, любой потенциальный покупатель ОГХК призадумается: не отберут ли у него в будущем эту перспективную площадь. Она занимает территорию почти в 2 тыс. га, а оценочные запасы ильменита в ее недрах превышают 2 млн т, за счет чего можно было бы еще на 15 лет обеспечить работой расположенный рядом Иршанский ГОК. Такая неопределенность с недрами отравляет приватизационную ценность и инвестиционную привлекательность Объединенной горно-химической компании.

По мнению советника юридической компании Sayenko Kharenko Дмитрия Корбута, у инвесторов есть обоснованные опасения, что после приобретения ОГХК к новым владельцам украинскими контролирующими органами будут применены санкции за многочисленные нарушения законодательства, имевшие место в период, когда компанией руководил назначенный государством менеджмент. В принципе существует инструмент, способный развеять такие боязни. Это инструмент заверений и гарантий (representations and warranties – в английском праве). Суть его в том, что продавец не просто раскрывает информацию об объекте приватизации, но и несет материальную ответственность, если не все предоставленные покупателю сведения окажутся правдивыми. В таком случае он возмещает покупателю убытки на сумму, на которую по ходу уменьшилась стоимость объекта. Но в случае с ОГХК правительство Украины вряд ли отважится давать такие гарантии. А то, как бы не пришлось возвращать всю сумму за ее покупку.

Ярослав Ярош

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢