Энергетическая беззапасность

Публікації

Гордо рапортуя о рекордных объемах газа, накопленных в подземных хранилищах, правительство предпочитает не упоминать о том, что запасы альтернативных видов топлива на складах ТЭС значительно ниже прошлогоднего уровня. Особенно остро стоит проблема с мазутом, хотя и угля газовой группы тоже не хватает.

К началу отопительного сезона, по данным Минтопэнерго, энергогенерирующие компании страны накопили около 3,6 млн. тонн угля и всего лишь 45 тыс. тонн мазута. Картина по углю выглядит таким образом, что антрацитные марки на складах имеются даже в избытке, тогда как марки газовой группы – в дефиците. На последние в общем балансе запасов приходится лишь около 1,1 млн. тонн, а нужно как минимум на 500-600 тыс. тонн больше. Ведь традиционно рацион украинских ТЭС распределяется между антрацитными и газовыми сортами в пропорции 50:50, но при этом каждая из станций рассчитана лишь на свою конкретную марку угля. Например, на востоке страны больше предпочтения отдают антрациту, тогда как в структуре "Западэнерго" ТЭС работают исключительно на угле марок Г или ГСШ. К числу таких, в частности, принадлежит и Бурштынская электростанция, обеспечивающая львиную долю отечественного экспорта электроэнергии. Таким образом, именно западноукраинские энергетики и обделены сегодня угольным ресурсом больше всего, тогда как, например, на Старобешевской или Славянской ТЭС антрацит уже просто некуда складировать.

Подобный перекос в значительной мере вызван политикой самого же Кабмина. В 2009 году премьер Юлия Тимошенко распорядилась, чтобы государственные ТЭС закупали уголь исключительно у государственных компаний, да еще и по ценам в 2 раза выше рыночных. И даже при такой "принудиловке" еще 3,66 млрд. гривен шахтеры получили за январь-сентябрь 2009 года в виде компенсаций из госбюджета. Это называлось поддержкой отечественной угледобывающей отрасли. Вылилась же такая поддержка в то, что склады энергогенерирующих компаний затоварены лишним углем (причем не всегда оплаченным), а топить все равно приходится газом.

Еще год назад глава украинского правительства кинула клич о переводе максимального количества энергогенерирующих мощностей в стране с природного газа на уголь. В Министерстве топлива и энергетики рьяно бросились выполнять директиву свыше, но уже год спустя дали задний ход. И дело здесь не только в дефиците углей газовых марок, но и в том, что большая "черная дыра" образовалась на внутреннем рынке газа, от чего и материально, и морально страдает НАК "Нафтогаз Украины". Если за 9 месяцев 2008 года предприятия ТЭК купили у него почти 12 млрд. кубометров "голубого топлива", то за аналогичный период 2009-го – лишь 9,2 млрд. кубов. А ведь над "Нафтогазом" висят контрактные обязательства по закупке у "Газпрома" не менее 41 млрд. кубометров газа в год, которые он в текущем году наверняка не выполнит, поскольку девать ресурс и так некуда, и каждый дополнительно потерянный миллиард сбыта для него, как скалка под ноготь. Тем более, что ситуация со штрафами за недобор (предъявят – не предъявят?) до сих пор остается туманной. Поэтому нынешней зимой уже никто не будет призывать энергетиков экономить газ.

Наоборот, под соусом заботы об экологии Кабмин потихоньку сворачивает свою инициативу по переводу энергетической отрасли с газа на уголь. В октябре министр охраны окружающей природной среды Георгий Филипчук поручил подразделениям Минприроды на местах проверить все тепловые электростанции, увеличившие потребление угля и мазута в 2009 году, ссылаясь на участившиеся жалобы из регионов по поводу загрязнения внешней среды в местах работы ТЭС. Он назвал и несколько городов, откуда приходили тревожные сигналы (Краматорск, Макеевка, Алчевск, Кременчуг), и пригрозил даже закрытием вредоносных объектов. Впрочем, такие проверки выглядят, скорее, как прикрытие отступления, иначе пришлось бы прямо признавать, что сам переход с газа на уголь был скоропалительной и малопродуманной кампанией. Эффективным такой "план ГОЭЛРО" мог бы оказаться в случае применения современных очистных и топливосжигающих технологий, например, сгорания угля в циркулирующем кипящем шаре, но в Украине работает лишь один-единственный аппарат такого типа – на Старобешивской ТЭС. На внедрение чего-то подобного на других станциях у государства не хватает денег, а на приватизацию энергогенерирующих компаний – смелости.

Но диспропорция в обеспечении предприятий генерации углем – это еще цветочки, ягодки же – это полный провал планов по накоплению на объектах ТЭК мазута. Согласно нормативам, на каждой из ТЭС к началу отопительного сезона должен храниться 10-дневный запас этого топлива, реально же на некоторых из станций к середине октября мазута хватало лишь на 2-3 дня работы. По данным Минтопэнерго, по состоянию на 1 октября на всех ТЭС и ТЭЦ страны удалось заготовить только 45 тыс. тонн мазута, тогда как по плану необходимо было иметь примерно 120 тыс. тонн, а год назад этот показатель вообще приближался к 150 тыс. тонн. Октябрь уже прошел, но существенно ситуацию поправить не удалось. Как отмечают энергетики, в последние недели в свободной продаже на отечественном рынке мазут появлялся лишь изредка, да и те крохи приобрести практически было невозможно из-за громоздкости тендерных процедур.

В связи с этим Минтопэнерго даже подало на рассмотрение Кабмина проект постановления, разрешающего национальной "Энергетической компании Украины" приобретать мазут не на тендерах, а напрямую у производителя (предварительные переговоры о закупках велись с Кременчугским НПЗ). Но у правительства руки к документу не доходят уже почти месяц, а там гляди – и половина отопительного сезона будет пройдена. Так, в предыдущем сезоне упрощенная процедура продажи мазута предприятиям ТЭК и лицензирование вывоза его за рубеж были одобрены правительством лишь после Рождественских праздников.

По словам заместителя министра топлива и энергетики Владимира Лучникова, зимой 2008-2009 года энергетики весьма активно жгли мазут, поскольку вследствие повышения цены на газ тот оказался более дешевым топливом. В результате, к концу отопительного сезона мазутные запасы на ТЭС сократились на 40% – до 25 тыс. тонн и восполнить их в течение теплых месяцев так и не удалось. С одной стороны это связано с тем, что украинские НПЗ в последние годы значительно сократили производство мазута, сохранив при этом экспортную ориентацию этого продукта. Таким образом, внутри Украины мазут нередко стоит дороже, чем за его пределами, поскольку заводы стараются в первую очередь выполнить свои внешнеторговые контракты, а уже потом удовлетворять запросы на родине. Во-вторых, сейчас, когда цена тонны мазута подскочила до 4 тыс. гривен, на тепловых станциях снова стало экономически целесообразнее использовать в качестве топлива старый добрый газ.

Однако с нового года цена импортного газа для Украины опять изменится, причем опять не в сторону уменьшения, а значит, снабженцам энергокомпаний придется снова садиться за калькуляторы и считать, чего бы такого подешевле бросить в котел. Правда, выбор у них будет уже не настолько широким, как в минувшем сезоне. А это в свою очередь делает Украину более уязвимой накануне очередных газовых торгов с "Газпромом". Именно благодаря наличию достаточных запасов резервного топлива страна успешно продержалась две первые недели января-2009 в условиях газовой блокады со стороны России. Конечно, хочется верить, что повторного "холодомора" Киев с Москвой в наступающем году все же не допустят. Если уж у Украины нет альтернативных источников газоснабжения, то правительство могло бы, по крайней мере, более ответственно подойти к формированию топливного резерва.

Ярослав Ярош

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢